Цель: Закрепить представления детей о звуках С – СЬ и познакомить с буквой С. Задачи: 1. Учить детей воспроизводить слоговые ряды. 2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ. 3. Учить определять место заданного звука в слове. 4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ. 5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов. 6. Познакомить с буквой С. 7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С. 8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения. 9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах. Оборудование: Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.
Ход занятия: 1. Организационный момент: Упражнение проводится с мячом. - Сядет тот, кто правильно повторит: са – со – су су – са – со ус – ис – ос си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась 2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ. - О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ). - Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (Улыбаются) - Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами). - Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный). Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый). Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий). 2. Выделение звука на слух: - Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ. - Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова. - Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова. Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове. Образец ответа: - Стул. В начале слова слышится твердый звук С. - Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ. 4. Работа со слоговыми схемами. Прошу детей положить пред собой слоговые схемы. - Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный). - Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный). Предлагаю детям взять синий и зеленый квадратики. Показываю детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик). На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предлагаю детям составить схемы данных слов. - Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д. Аналогично составляется схема слова Сима. Спрашиваю всех детей вместе и индивидуально. 5.Знакомство с буквой С. Объясняю детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставляю на доску символ буквы С.
- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим). Возвращаюсь к букве С и читаю стихотворение:
Буква С
С – как серп рисуем с вами:
С – свернулся сом с усами.
На снегу – подкован след.
С – сверкает силуэт.
С – С – С – салют сверкает,
Искры вниз, светясь, слетают.
Искры падают с небес,
След от них – как буква С.
- Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, то выходит к доске, показывает и называет найденную букву С.
После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С (8 букв).
6. Динамическая пауза:
«С»
У нас славная осанка- встать в струнку, руки вдоль туловища;
Мы свели лопатки. свести лопатки (руки на поясе);
Мы шагаем на носках шагаем на носках;
И пойдём на пятках. шагаем на пятках
Пойдём мягко, как лисята пройти плавно;
Ну а если надоест, то пойдём
Мы косолапо, как медведи ходят в лес. пройти «по медвежьи», руки на поясе.
7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.
1) Прошу детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.
- Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?
Объясняю детям, как пишется буква С.
- Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.
Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.
- Прорисуем букву С в воздухе.
Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.
2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.
- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится? Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС? Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА? Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС? Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО? Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог? Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ). Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог? Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)
После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.
3) Чтение слогов.
8. Итог занятия. Оценка детей.
- Какие звуки мы сегодня повторяли?
- С какой буквой мы сегодня знакомились?
|