Современный ребенок живет в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады, где транслируются различные социокультурные и жизненные ценности. От того, кто и как будет формировать его картину мира, во многом зависит его развитие как человека и гражданина.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечено, что должны быть созданы все условия — «обеспечена возможность каждому ребёнку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценного общения на языке обучения»
Изменившиеся условия социализации человека выдвигают новые требования к системе образования как важнейшему институту подготовки детей к общественной жизни. Поэтому педагогическое сообщество образовательных учреждений поставило пред собой цель не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.
Формирование этнической, гендерной толерантности, патриотизма, умение договариваться, формирование уважения к истории и культуре своей страны, города все это является неотъемлемой частью развития социально-нравственной личности. Ребёнок, включаясь в жизнь общества, должен не только, правильно воспринимая, понимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя. К таким ценностям, безусловно, относится и уважение к другим культурам.
В нашем детском саду одним из авторских пособий для воспитания толерантности, уважительного отношения к традициям и культуре других национальностей явился «этнокалендарь», как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с и культурой народов Поволжья. «Этнокалендарь» освещает традиции разных религий, обычаи народов, их памятные даты и праздники в контексте единых для всех россиян дат и событий. В «Этнокалендаре» представлены главные даты всех праздников, обычаи разных народов нашей страны, российские государственные и международные праздники. Календарь стал инструментарием для просвещения, развития, воспитания с учетом особенностей возраста детей и их увлечений. Посредством «Этнокалендаря» дошкольники знакомятся с важными историческими фактами, судьбами и деяниями лучших людей России разных национальностей. Всё это способствует формированию толерантности, патриотизма подрастающего поколения.
Работа по ознакомлению с «Этнокалендарём» в нашем ДОУ начинается с младшего возраста (2 – 4 лет) со знакомства с фольклором. Ценность его заключается в том, что с его помощью воспитатель легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. И действительно, лесковый говорок прибауток, потешек вызывает радость детей. Дети слушают рассказы воспитателя, рассматривают иллюстрации. Детям постарше предлагается использовать сюжетно – ролевые игры, подвижные игры разных народов. Возможны игры – занятия с использованием материалов сказок, с обучением межличностному взаимодействию на примере сказочных ситуаций. Пение и танцы, совместные с родителями игры в праздники, отмечаемые в детском саду. Конкурсы чтецов; игры – соревнования. Детям 5-7 лет доступно приобщение к:
- культуре тех национальностей, представители которых находятся в ближайшем групповом окружении, то есть посещают конкретную группу детского сада (с учетом согласия и поддержки родителей);
- культуре национальных групп, входящих в ближайшее региональное окружение;
В нашем дошкольном образовательном учреждении праздники планируются в соответствии с Календарем образовательных событий (Минобрнауки 01. 07. 2016 № НТ-18/08вн), Событийным календарем детского сада и комплексно теистическим планированием.
В рамках празднования праздника «Пасха», в кармашки этнокалендаря мы поместили предметы, символизирующие данный праздник, рассказали о его значении и мероприятиях по его празднованию: дети изготавливали яйца своими руками, украшали, катали с горки, узнали о праздновании Пасхи в давние времена…
Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь её в самом себе, когда вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными, и ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это – твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений.
Праздники весенне- летнего периода:
Мордовские народные праздники:
- Вербное воскресенье
- Пасха
- Троица ( «Акша келу»)
- Раськень Озкс (общенародное моление)
Татарские народные праздники:
Чувашские народные праздники:
Русские народные праздники:
|