Мансурова Валентина Борисовна, воспитатель, МБДОУ № 104 г. Томск
Актуальность. Здоровье детей — богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный.
ФГОС ДО делает акцент на важность физического развития детей дошкольного возраста, на «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка» [1, С.12].
Следовательно, физическое развитие детей дошкольного возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности ДОУ, ведь в общей системе дошкольного образования именно этот вид развития имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психологического потенциала ребенка.
В числе первоочередных мер, направленных на развитие физической активности дошкольников, определено создание условий и вовлечение детей в активные занятия физической культурой и спортом.
Для решения проблемы дефицита двигательной деятельности дошкольников необходимо развивать интерес детей к физическим упражнениям, подвижным играм, оздоровительным мероприятиям, воспитывать потребность к занятиям физкультурой и спортом, одним словом активизировать двигательную деятельность детей дошкольного возраста. Так как дошкольный возраст — время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма, физических качеств, а также это период благоприятный для положительного воздействия на их духовную жизнь, мировоззрение, умственное развитие, веры в свои силы. И от того как пройдет у дошкольников этот период развития, в том числе и физического, зависит дальнейшая успешность обучения в школе.
На всестороннее развитие дошкольника активное влияние оказывают все формы двигательной деятельности – это и утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, НОД по физическому развитию и спортивный (физкультурный) досуг (спортивные праздники и развлечения).
К более привлекательным для детей и активным занятиям физической культурой и спортом относятся спортивные праздники и развлечения.
Спортивный досуг – это одна из форм активного отдыха детей в детском саду. Во время спортивного досуга ребенок реализует естественную потребность в движении, восполняет дефицит двигательной активности.
Содержание досуга — это знакомые детям физические упражнения, игры, разучиваемые на физкультурных занятиях, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благотворное влияние на организм ребенка. Досуги – это, чаще всего, игра, а игра является ведущим видом деятельности ребенка и является сильным средством воспитания, влияет на все стороны личности ребенка. Подвижная игра имеет важное значение, как для физического, так и психического развития детей. Оздоровительная роль подвижной игры, имитационных и игровых упражнений, игр-забав и т.д. проявляется в формировании эмоционального мира ребенка.
На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
Следовательно, проблема физического развития дошкольника посредством спортивных праздников и развлечений является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
Проблема данного исследования заключается в определении содержания и методики проведения спортивных праздников и развлечений в разных возрастных группах ДОУ.
Цель исследования: выявление требований к содержанию и методике проведения спортивных праздников и развлечений как форме приобщения дошкольников к физической культуре.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования следующим образом определяет задачи физического развития детей дошкольного возраста: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1, С.8].
Выполнения названных ФГОС ДО задач позволит заложить фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:
- телосложение;
- основные функциональные параметры;
- развитие двигательной сферы.
Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.
При исследовании физической подготовленности, как правило, авторы выделяют две основные составляющие:
- уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения
- уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости). [4, С.21].
Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.
Детям 4-5 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.
У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Дошкольники 4-5 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.
Для детей среднего дошкольного возраста характерна острая потребность в активном движении. При этом сами движения становятся значительно разнообразнее и увереннее. Дети, испытывающие недостаток физической активности, отличаются чрезмерной перевозбудимостью, капризным поведением, они бывают непослушны.
В возрасте 4-5 лет дети учатся во время игр. К этому возрасту, как правило, дети осваивают такие навыки, как бег, прыжки, игра с мячом, дети могут самостоятельно качаться на качелях. Этот период также характеризуется активным развитием мелкой моторики. При правильном физическом развитии ребенок 4-5 лет должен уметь:
- простоять на одной ноге в течение нескольких секунд;
- подниматься и спускаться по лестнице;
- ходить спиной вперед;
- ходить спиной вперед; [5, С.42].
Уровень развития мелкой моторики должен позволять ребенку справляться с такими занятиями, как рисование геометрических фигур, в частности, квадрата, треугольника, круга, использование вилки и ложки во время еды, самостоятельное одевание и раздевание, чистка зубов. Также для детей этого возраста свойственно умение кататься на 3-х колесном велосипеде и строительство объектов из 10 и более игрушечных фигур.
Именно в этот период происходит активное развитие ловкости, координации. Дети этого возраста хорошо держат равновесие, им удается перешагивать через небольшие препятствия, они лучше осваивают технику владения мячом.
В целях физического развития детей желательно выполнять ежедневную утреннюю зарядку. Упражнения должны быть простыми – это приседания, движения для разминки рук, ног и шеи, наклоны. Длительность утренней зарядки должна составлять 10-15 минут. [8, С.18]. Также для ребенка в возрасте 4-5 лет полезно заниматься гимнастикой, прыгать на батуте, ходить по прямой линии.
Именно в этом возрасте рекомендуется подготовить руку ребенка к началу обучения письму. Для этого следует особое внимание уделить развитию мышц ладони. С этой целью ребенку нужно заниматься лепкой из пластилина, глины и теста, также благотворно на развитии моторики рук сказывается раскрашивание картинок и рисование. Такие занятия не только способствуют физическому формированию, они также развивают фантазию ребенка.
Таким образом, именно в возрасте 4-5 следует уделять большое внимание на физическое развитие детей, именно в этом возрасте закладываются основы подготовки к обучению. Обоснованный и правильный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий, таких как подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса, использование различных форм работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники.
Таким образом, планирование работы по организации активного отдыха детей в ДОУ помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств.
Предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной деятельности, а также воспитанию коллективизма, дружбы, взаимопомощи; развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что:
- Физкультурные праздники, досуги, развлечения – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
- Благодаря организации физкультурных мероприятий, активного отдыха детей, создаются благоприятные условия для закрепления двигательных навыков, двигательных качеств:
- Повышается интерес к занятиям физической культурой.
- Раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия.
- Создаются условия для активного сотрудничества с родителями в деле физического развития и оздоровления детей.
Использование в организации двигательного режима средней группы спортивных праздников и развлечений, показало динамический рост интереса детей к физической активности. Нам удалось создать межличностное взаимодействие дети-родители-педагоги, на наш взгляд, данное взаимодействие важно не только для повышения физической активности дошкольником, но и важно для педагогического процесса в целом.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача родителей и дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. Правильно организованный процесс физического развития в ДОУ, в том числе и спортивных досугов (праздников и развлечений) обеспечивает полноценное физическое и умственное развитие детей, формирует у них интерес и желание заниматься спортом и физической культурой на всю дальнейшую жизнь, что является фундаментом здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности
|