Виноградова Ольга Викторовна. Особенности физического развития современных детей дошкольного возраста.

Особенности физического развития современных детей дошкольного возраста.

Подготовила инструктор по физическому воспитанию ГБДОУ № 50 Петроградского района Санкт- Петербурга Виноградова Ольга Викторовна

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Неблагоприятные эколого-климатические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.).

Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры,

что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма ребенка под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот

термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная

 

Скачать конспект

емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). Физическое развитие это не только биологический процесс, характеризующий становление, изменение форм и функций организма, но социальный процесс. Активность самой личности, ее отношение к своему здоровью, овладение опытом в процессе социализации развивают природные анатомо-физиологические

предпосылки организма.

Овладение движениями, техникой их выполнения, развитие физических качеств происходит при активном участии взрослого. Тем самым, физическое

воспитание является ведущим в развитии личности ребенка. Благодаря педагогической работе у ребенка появляется потребность в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и

двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.

Цель физического развития — охрана и укрепление здоровья детей.

Актуальность: совершенствование системы физического воспитания современных дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей дошкольного возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания является переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников. Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и самого

типа ребенка. В тоже время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей современных детей, различия в физическом воспитании и обучении каждого года жизни.

Именно в детском возрасте формируется жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность современного человека.

Если учесть, что двигательная активность современных детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной,

эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов физического воспитания современных детей до-

школьного возраста.

Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в

преемственности семьи и детского сада – тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Выход из сложившейся ситуации возможен при внедрении в детский сад программ содействия укреплению здоровья воспитанников, в создании условий, способствующих полноценному физическому и психическому развитию детей.

Главная роль в дошкольном учреждении принадлежит совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех

звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы. Такой подход к проблеме позволил организовать в нашем ДОУ сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических

упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей;

создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.

Любая задержка и любое нарушение в ходе физического развития ребенка,

отражается на его поведении, а также на его двигательной деятельности в различных ее формах. Снижение уровня двигательной активности дошкольников в

первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии.

О необходимости физического воспитания современных детей, о роли дви жения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только фи-

зического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но на-

ходит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошколь-

ных учреждений, а в семейном воспитании в основном так и остается деклар а-

тивным. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент форми-

рования здоровья, можно только в процессе серьезной совместной с семьей ра-

боты.

При разработке: психолого-педагогического сопровождения физического раз-

вития и оздоровления современных детей дошкольного возраста за основу бы-

ли взяты следующие принципы:

1. Единство диагностики и коррекции – ежегодно в начале и конце учебного

года проводить обследование уровня развития и состояния здоровья каждого

ребенка группы. На основе полученных данных определяются перспективы фи-

зической подготовленности каждого ребенка и группы в целом на текущий год.

2. Системности развивающих, профилактических и коррекционных за-

дач. Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического

воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, пси-

хофизических качеств, достижение физического совершенства, усвоение обще-

человеческих и национально–культурных ценностей). Развитие каждой сторо-

ны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг з а-

дач. Полноценная проработка такого материала требует больших усилий и вре-

менных затрат. Однако этого можно избежать, если установить взаимосвязь с

другими видами деятельности дошкольников. Тем самым экономится время,

двигательная деятельность занимает естественное место в жизни детей.

3. Комплексности методов психолого-педагогического воздействия. Помимо

известных, проверенных на практике традиционных занятий, игр, упражнений,

в методике предлагаются авторские новые приемы, нетрадиционные формы за-

нятий.

4. Учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей ребенка,

а также состояние его здоровья. Этот принцип позволяет заметить оптимиз а-

цию развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью.

5. Активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с

ребенком — определяется той ролью, которую играют родители, воспитатели,

медицинские работники дошкольного учреждения. Взаимодействие семьи и

детского сада необходимое условие в сохранении и укреплении здоровья ре-

бенка и повышении его физической подготовленности, так как наилучшие р е-

зультаты отмечаются там, где педагоги, родители и медицинские работники

действуют согласованно.

Предложенное психолого-педагогическое сопровождение физического раз-

вития и оздоровления современных детей дошкольного возраста выстраивается

по трем направлениям в соответствии с задачами, определенными системой фи-

зического воспитания:

1. Оздоровительное: в первую очередь решается проблема качественного

улучшения физического развития и физического состояния ребенка;

сохранять и укреплять здоровье детей; развивать функциональные и

адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность;

формировать умение сохранять правильную осанку; удовлетворять потребность

детей в движении; способствовать развитию всех морфофункциональных сис-

тем детского организма, правильному функционированию внутренних органов. Таким образом, в группе оздоровительных задач особое место занимает ох-

рана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие,

в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естест-

венно-биологическая основа детского организма.

2. Воспитательное: органическая взаимосвязь физического и духовного раз-

вития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических

взглядов и убеждений, воспитание в детях чувства ответственности за свое здо-

ровье; воспитывать интерес к активной двигательной деятельности; развивать

нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь,

взаимовыручку, самостоятельность); воспитывать субъектную позицию ребен-

ка в разных играх и упражнениях; воспитывать культурно -гигиенические каче-

ства.

Таким образом, воспитательные задачи направлены на разностороннее раз-

витие детей, формирование интереса и потребности к систематическим заняти-

ям физическими упражнениями.

3. Образовательное: обучение естественным видам движений и развитие дви-

гательных качеств; формировать представления о своем организме, о здоровье;

знакомить детей с различными способами выполнения основных движению;

формировать представления о режиме, об актуальности отдыха; создавать ус-

ловия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических ка-

честв.

Таким образом, образовательные задачи предусматривают активную пози-

цию педагога по реализации содержания физического развития детей.

Для реализации первого направления рекомендуем эффективно использовать

все средства физического воспитания: физические упражнения; естественные

силы природы; гигиенические факторы окружающей нас среды. Предлагаем

использовать профилактические и коррегирующие упражнения, дыхательные и

звуковые упражнения; комплексы упражнений, формирующие правильную

осанку; закаливание; точечный массаж; комплексы упражнений, направленные

на профилактику и коррекцию плоскостопия; игры: «Палочка-превращалочка»,

«Ловишка с лентами» и т.д. Для формирования принципов здорового образа

жизни ребенка были разработаны мимио- проекты.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей вклю-

чает:

1) целенаправленные пропагандирующую общегигиенические правила, не-

обходимость рационального режима и полноценного сбалансированного пита-

ния, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной

работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и

социальное развитие ребенка.

3) результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного

развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и сла-бые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходи-

мо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совер-

шенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При

необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работни-

ки детского сада.

4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК,

дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания.

5) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями,

проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадицион-

ным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и

т.д.).

Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это не-

отъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне

гармонично физически развитого ребенка. Если родители устраняются от этой

работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате по-

страдает их ребенок.

Чтобы родители могли воспользоваться информационной базой воспитания и

образования дошкольников, которой владеют педагоги, медицинские работни-

ки детского сада, необходимо определить наиболее оптимальные формы взаи-

модействия семьи и детского сада. В этом поможет опрос самих родителей (б е-

седы, анкетирование). Предлагаем разнообразные формы совместной работы

педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повыше-

нию их физических качеств: информация для родителей на стендах, в папках-

передвижках; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психоло-

га, медиков, специалистов по физкультуре; инструктивно-методические занятия

по профилактики нарушений осанки, деформации стопы; семинары-

практикумы; деловые игры и тренинги; «открытые дни» для родителей с про-

смотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе; закали-

вающих и лечебных процедур; физкультурные досуги и праздники с участием

родителей; занятия в семейных клубах «Папа, мама, я — спортивная семья»;

«Здоровье» и др. Забота о правильном, своевременном психофизическом разви-

тии ребенка и его здоровье должна выражаться в следующемМ

1. удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в дви-

жении;

2. обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ре-

бенка через специально организованную для дошкольного возраста двигатель-

ную активность и физические нагрузки;

3. сформировать навыки в разных видах движений;

4. способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

5. стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активи-

зировать детскую самостоятельность;

6. создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: акти-

визации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм пов едения,

формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых прояв-

лений детей. Родители и педагоги «вооруженные» единой программой физического вос-

питания, несомненно, достигнут желаемого результата.

Вывод:

Разработанное психолого-педагогическое сопровождение физического разви-

тия и оздоровления современных детей дошкольного возраста не только по-

зволяют на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и

привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского орга-

низма и повышению их физической подготовленности; стимулирует самореа-

лизацию каждого и взаимообогащение всех. Модель системы взаимодействия

способствует созданию микроклимата, в основе которого – уважение к лично-

сти человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и

детьми, родителями и педагогами. В результате обеспечивается взаимосвязь

всех составляющих здоровья – физического, психического, социального. Что в

свою очередь говорит о достижении цели физического воспитания, предусмат-

ривающей воспитание здорового всесторонне гармонично физически развитого

ребенка.

Электронные образовательные ресурсы

1. Шебеко В, Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. … дисс. Докт. Пед. наук. – Москва,

2011. [Электронный ресурс]

2. Дошкольное воспитание [Электронный ресурс] //

3. Дошкольное образование [Электронный ресурс] //

4. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] //

5. Детский сад от А до Я [Электронный ресурс] //

6. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»

7. Журнал «Курьер образования». — Режим доступа:

8. Российский портал открытого образования. — Режим доступа:

Просмотров: 809
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Гончарова Ольга Николаевна. Конспект занятия по физической культуре для старшей группы «Укрепление физического здоровья детей»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Физическое воспитание дошкольников. Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте.
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для воспитателей Тема: «Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Развитие мотивации обучающихся и их родителей в укреплении физического и духовного здоровья в образовательной и культурно-досуговой деятельности в рамках авторской программы «Говорушечка»
  • Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Кобзева Ольга Юрьевна. Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детей
  • Наталия Ляднова. Полоролевые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Баранова Александра Геннадьевна. Формирование физического воспитания у детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) «Навстречу комплексу ГТО»
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Лучкина Анна Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Екатерина Анатольевна Гусарова. Из опыта работы инструктора физического воспитания «О месте игры в режиме дня, времени года и других условий»
  • Коновалова Светлана Ивановна. Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Кулагина Светлана Александровна. Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников
  • Марина Николаевна Ильина. Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушениями зрения
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Осипенко Галина Леонидовна, Иванова Елена Евгеньевна. Значение и роль физического воспитания детей раннего возраста.
  • Гондалева Анна Михайловна. Педагогический совет «Обеспечение оздоровительной направленности и физического развития детей по средствам проведения прогулок в ДОУ»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Бурханова Анна Александровна. Программа физического развития дошкольников
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Атаманова Палина Павловна. Значение и роль физического воспитание для детей раннего возраста
  • Ермакова Светлана Николаевна. Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
  • Муфтеева Ирина Дмитриевна. Опыт работы «Мелкомоторные функции, как фактор успешного интеллектуального и физического развития дошкольника».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь