Подготовила инструктор по физическому воспитанию ГБДОУ № 50 Петроградского района Санкт- Петербурга Виноградова Ольга Викторовна
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Неблагоприятные эколого-климатические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.).
Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры,
что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма ребенка под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот
термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная
Скачать конспект
емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). Физическое развитие это не только биологический процесс, характеризующий становление, изменение форм и функций организма, но социальный процесс. Активность самой личности, ее отношение к своему здоровью, овладение опытом в процессе социализации развивают природные анатомо-физиологические
предпосылки организма.
Овладение движениями, техникой их выполнения, развитие физических качеств происходит при активном участии взрослого. Тем самым, физическое
воспитание является ведущим в развитии личности ребенка. Благодаря педагогической работе у ребенка появляется потребность в здоровом образе жизни.
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и
двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.
Цель физического развития — охрана и укрепление здоровья детей.
Актуальность: совершенствование системы физического воспитания современных дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей дошкольного возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания является переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников. Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и самого
типа ребенка. В тоже время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей современных детей, различия в физическом воспитании и обучении каждого года жизни.
Именно в детском возрасте формируется жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность современного человека.
Если учесть, что двигательная активность современных детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной,
эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов физического воспитания современных детей до-
школьного возраста.
Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в
преемственности семьи и детского сада – тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Выход из сложившейся ситуации возможен при внедрении в детский сад программ содействия укреплению здоровья воспитанников, в создании условий, способствующих полноценному физическому и психическому развитию детей.
Главная роль в дошкольном учреждении принадлежит совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех
звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы. Такой подход к проблеме позволил организовать в нашем ДОУ сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических
упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей;
создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.
Любая задержка и любое нарушение в ходе физического развития ребенка,
отражается на его поведении, а также на его двигательной деятельности в различных ее формах. Снижение уровня двигательной активности дошкольников в
первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии.
О необходимости физического воспитания современных детей, о роли дви жения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только фи-
зического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но на-
ходит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошколь-
ных учреждений, а в семейном воспитании в основном так и остается деклар а-
тивным. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент форми-
рования здоровья, можно только в процессе серьезной совместной с семьей ра-
боты.
При разработке: психолого-педагогического сопровождения физического раз-
вития и оздоровления современных детей дошкольного возраста за основу бы-
ли взяты следующие принципы:
1. Единство диагностики и коррекции – ежегодно в начале и конце учебного
года проводить обследование уровня развития и состояния здоровья каждого
ребенка группы. На основе полученных данных определяются перспективы фи-
зической подготовленности каждого ребенка и группы в целом на текущий год.
2. Системности развивающих, профилактических и коррекционных за-
дач. Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического
воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, пси-
хофизических качеств, достижение физического совершенства, усвоение обще-
человеческих и национально–культурных ценностей). Развитие каждой сторо-
ны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг з а-
дач. Полноценная проработка такого материала требует больших усилий и вре-
менных затрат. Однако этого можно избежать, если установить взаимосвязь с
другими видами деятельности дошкольников. Тем самым экономится время,
двигательная деятельность занимает естественное место в жизни детей.
3. Комплексности методов психолого-педагогического воздействия. Помимо
известных, проверенных на практике традиционных занятий, игр, упражнений,
в методике предлагаются авторские новые приемы, нетрадиционные формы за-
нятий.
4. Учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей ребенка,
а также состояние его здоровья. Этот принцип позволяет заметить оптимиз а-
цию развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью.
5. Активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с
ребенком — определяется той ролью, которую играют родители, воспитатели,
медицинские работники дошкольного учреждения. Взаимодействие семьи и
детского сада необходимое условие в сохранении и укреплении здоровья ре-
бенка и повышении его физической подготовленности, так как наилучшие р е-
зультаты отмечаются там, где педагоги, родители и медицинские работники
действуют согласованно.
Предложенное психолого-педагогическое сопровождение физического раз-
вития и оздоровления современных детей дошкольного возраста выстраивается
по трем направлениям в соответствии с задачами, определенными системой фи-
зического воспитания:
1. Оздоровительное: в первую очередь решается проблема качественного
улучшения физического развития и физического состояния ребенка;
сохранять и укреплять здоровье детей; развивать функциональные и
адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность;
формировать умение сохранять правильную осанку; удовлетворять потребность
детей в движении; способствовать развитию всех морфофункциональных сис-
тем детского организма, правильному функционированию внутренних органов. Таким образом, в группе оздоровительных задач особое место занимает ох-
рана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие,
в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естест-
венно-биологическая основа детского организма.
2. Воспитательное: органическая взаимосвязь физического и духовного раз-
вития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических
взглядов и убеждений, воспитание в детях чувства ответственности за свое здо-
ровье; воспитывать интерес к активной двигательной деятельности; развивать
нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь,
взаимовыручку, самостоятельность); воспитывать субъектную позицию ребен-
ка в разных играх и упражнениях; воспитывать культурно -гигиенические каче-
ства.
Таким образом, воспитательные задачи направлены на разностороннее раз-
витие детей, формирование интереса и потребности к систематическим заняти-
ям физическими упражнениями.
3. Образовательное: обучение естественным видам движений и развитие дви-
гательных качеств; формировать представления о своем организме, о здоровье;
знакомить детей с различными способами выполнения основных движению;
формировать представления о режиме, об актуальности отдыха; создавать ус-
ловия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических ка-
честв.
Таким образом, образовательные задачи предусматривают активную пози-
цию педагога по реализации содержания физического развития детей.
Для реализации первого направления рекомендуем эффективно использовать
все средства физического воспитания: физические упражнения; естественные
силы природы; гигиенические факторы окружающей нас среды. Предлагаем
использовать профилактические и коррегирующие упражнения, дыхательные и
звуковые упражнения; комплексы упражнений, формирующие правильную
осанку; закаливание; точечный массаж; комплексы упражнений, направленные
на профилактику и коррекцию плоскостопия; игры: «Палочка-превращалочка»,
«Ловишка с лентами» и т.д. Для формирования принципов здорового образа
жизни ребенка были разработаны мимио- проекты.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей вклю-
чает:
1) целенаправленные пропагандирующую общегигиенические правила, не-
обходимость рационального режима и полноценного сбалансированного пита-
ния, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной
работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и
социальное развитие ребенка.
3) результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного
развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и сла-бые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходи-
мо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совер-
шенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При
необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работни-
ки детского сада.
4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК,
дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания.
5) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями,
проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадицион-
ным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и
т.д.).
Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это не-
отъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне
гармонично физически развитого ребенка. Если родители устраняются от этой
работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате по-
страдает их ребенок.
Чтобы родители могли воспользоваться информационной базой воспитания и
образования дошкольников, которой владеют педагоги, медицинские работни-
ки детского сада, необходимо определить наиболее оптимальные формы взаи-
модействия семьи и детского сада. В этом поможет опрос самих родителей (б е-
седы, анкетирование). Предлагаем разнообразные формы совместной работы
педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повыше-
нию их физических качеств: информация для родителей на стендах, в папках-
передвижках; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психоло-
га, медиков, специалистов по физкультуре; инструктивно-методические занятия
по профилактики нарушений осанки, деформации стопы; семинары-
практикумы; деловые игры и тренинги; «открытые дни» для родителей с про-
смотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе; закали-
вающих и лечебных процедур; физкультурные досуги и праздники с участием
родителей; занятия в семейных клубах «Папа, мама, я — спортивная семья»;
«Здоровье» и др. Забота о правильном, своевременном психофизическом разви-
тии ребенка и его здоровье должна выражаться в следующемМ
1. удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в дви-
жении;
2. обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ре-
бенка через специально организованную для дошкольного возраста двигатель-
ную активность и физические нагрузки;
3. сформировать навыки в разных видах движений;
4. способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
5. стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активи-
зировать детскую самостоятельность;
6. создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: акти-
визации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм пов едения,
формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых прояв-
лений детей. Родители и педагоги «вооруженные» единой программой физического вос-
питания, несомненно, достигнут желаемого результата.
Вывод:
Разработанное психолого-педагогическое сопровождение физического разви-
тия и оздоровления современных детей дошкольного возраста не только по-
зволяют на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и
привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского орга-
низма и повышению их физической подготовленности; стимулирует самореа-
лизацию каждого и взаимообогащение всех. Модель системы взаимодействия
способствует созданию микроклимата, в основе которого – уважение к лично-
сти человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и
детьми, родителями и педагогами. В результате обеспечивается взаимосвязь
всех составляющих здоровья – физического, психического, социального. Что в
свою очередь говорит о достижении цели физического воспитания, предусмат-
ривающей воспитание здорового всесторонне гармонично физически развитого
ребенка.
Электронные образовательные ресурсы
1. Шебеко В, Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. … дисс. Докт. Пед. наук. – Москва,
2011. [Электронный ресурс]
2. Дошкольное воспитание [Электронный ресурс] //
3. Дошкольное образование [Электронный ресурс] //
4. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] //
5. Детский сад от А до Я [Электронный ресурс] //
6. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»
7. Журнал «Курьер образования». — Режим доступа:
8. Российский портал открытого образования. — Режим доступа:
|