Коновалова Светлана Ивановна, инструктор по физической культуре первой категории, ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный, м.р. Волжский Самарской области СП «Детский сад «Лукоморье»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве одной из основных задач признает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Эта задача решается в рамках образовательной области «Физическое развитие». Физическое развитие дошкольников направлено на укрепление их здоровья, формирование двигательных навыков, физических и других качеств, необходимых для воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.
Особенно актуально освоение содержания образовательной области «Физическое развитие» детьми с нарушениями речи, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но физического и психического. К сожалению, в последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи неуклонно растет. Данная категория детей составляет самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Зачастую у детей с ОНР наблюдаются различные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движений, снижением кожной и мышечной чувствительности. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки оказываются недостаточно сформированы, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.
Для детей с ОНР характерна общая моторная недостаточность, разной степени выраженности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией. Состояние общей моторики в свою очередь влияет на развитие чувства ритма и равновесия, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями.
Все вышесказанное подтверждает мысль о том, что физическое развитие должно стать приоритетным направлением в работе с детьми с ОНР. Занятия физической культурой выступают важным фактором всестороннего развития ребенка, формирования его психических функций и речи. Физические упражнения и подвижные игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, быстроты реакции и координации движений, внимания и памяти. Безусловно, физическая культура способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
На современном этапе концепция инклюзивного образования и воспитания является ведущим направлением в нашей стране. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми с ОНР в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в области их физического развития.
Основными задачами инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОНР в разных возрастных группах являются следующие: создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, повышения физиологической активности органов и систем детского организма, коррекции речедвигательных нарушений.
Для успешного решения обозначенных задач важно применять современные образовательные технологии, так как педагогическая технология — ведущий фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности (НОД) помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата.
К важнейшим технологиям, которые необходимо применять в работе по физическому развитию детей с ОНР, на наш взгляд, относятся: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, игровые, технология музыкального воздействия и технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Здоровьесберегающие технологии направлены на создание благоприятной психологической обстановки, снятие психоэмоционального напряжения, чередование интенсивных физических нагрузок и отдыха, постепенное увеличение нагрузки, формирование осознанного отношения к здоровью.
Личностно-ориентированные технологии ориентируют всю образовательную систему на личность ребенка. Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Личностно-ориентированный подход предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР.
Реалии современного мира (стремительное развитие технологий и распространение сети Интернет) делают актуальным использование информационно-коммуникативных технологий, направленных на воспитание информационной культуры подрастающего поколения, а также совершенствование образовательного процесса с детьми с ОНР за счет использования технических средств.
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе дошкольников с ОНР. Они позволяют помочь ребенку сформировать особое отношение к окружающему миру, так как игра есть средство познания действительности и социально-педагогическая форма организации детской жизни. Обучение в форме игры интересно и занимательно.
Технология музыкального воздействия заключается в подборе музыкального сопровождения занятий физической культурой, поскольку музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей с ОНР (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит).
Технология развивающего обучения позволяет ориентировать воспитанников на поиск различных способов решения поставленных задач посредством организации исследовательской и поисковой деятельности (проблемные ситуации, проектная деятельность).
Физическое развитие дошкольников с ОНР осуществляется согласно программе образовательного учреждения. Основной формой работы с детьми является непосредственно-образовательная деятельность. НОД по физическому развитию проводится два раза в неделю в спортивном зале. Продолжительность НОД варьируется в зависимости от возрастной группы.
При проведении НОД по физическому развитию с детьми с ОНР в разных возрастных группах важно постоянно контролировать физическое состояние детей, регулировать интенсивность физической нагрузки. Дети, имеющие нарушения речи, как правило, относятся ко II или III группам здоровья, у многих из них имеются противопоказания, которые необходимо учитывать при проведении физических упражнений и подвижных игр.
В НОД по физическому развитию детей с ОНР включаются подвижные игры, дыхательная гимнастика, ритмика, пальчиковая гимнастика, данстерпаия, самомассаж, музыкотерапия, релаксация, упражнения на осанку.
Подвижные игры для детей с ОНР отбираются в соответствии с лексическими темами логопедических занятий. Для детей с ОНР необходимо автоматизацию движений проводить с речевым сопровождением. Подвижные игры с речевым сопровождением — это игры обычно малой подвижности, при которых дети обыгрывают стихи, выполняя упражнения, используя приёмы имитации, подражания, образные сравнения, соревнования. Такие игры помогают детям с ОНР в развитии общей моторики, умению координировать речь с движениями, памяти, раскрепощению.
У детей данной категории изменен тонус, поэтому важно включать в занятия упражнения на активное расслабление и напряжение мышц. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми с ОНР.
Проведению дыхательной гимнастики в работе с детьми с ОНР должно уделяться особое внимание. Нередко дошкольники с речевыми нарушениями, выполняя даже легкие физические упражнения, задерживают дыхание. Важно научить их правильному дыханию, постоянно работать над увеличением количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Кроме того, в процессе выполнения упражнений дыхательной гимнастики, наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.
Значимое место в коррекции детей с ОНР занимает ритмика. Ритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Методика проведения ритмики схожа с методикой обычной гимнастики. Основной структурной единицей является композиция, т.е. слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение. Длительность комплекса составляет 10-12 минут. Каждая композиция в свою очередь должна состоять из четырех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями. Ритмика способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют формированию правильной осанки, развитию музыкального ритма.
Пальчиковая гимнастика – важный элемент занятия по физическому развитию детей с ОНР. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Инструктор по физической культуре подбирает комплексы пальчиковой гимнастики, соответствующие возрасту детей и актуальному уровню их речевого развития.
Данстерапия, или танцевальная терапия, для детей с ОНР предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности детского организма. Однако, если двигательный опыт детей с ОНР недостаточен, следует проводить предварительную подготовку, обучая детей вариантам движений, которые в последующем они смогут творчески преобразовывать.
В практической работе с детьми с ОНР используются элементы самомассажа, в том числе с использованием специального оборудования (например, массажные мячики). Самомассаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Освоению каждого физического упражнения во время проведения НОД по физическому развитию с детьми с ОНР способствует музыка. Подбор музыкального сопровождения физкультурных занятий инструктор по физической культуре осуществляет совместно с музыкальным руководителем.
Упражнения и игровые задания на расслабление (релаксацию) активизируют деятельность нервной системы детей, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, т.е. отработанные на коррекционных занятиях.
Предметом особого внимания инструктора по физической культуре служит работа над осанкой детей с ОНР, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей данной категории детей. С детьми с ОНР проводятся упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и коррекцию осанки, которые оказывают общее воздействие на организм, содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют мышечный корсет спины, формируют свод стопы и связочный аппарат.
Таким образом, организация работы по физическому развитию детей с ОНР в разных возрастных группах требует особого подхода инструктора по физической культуре. Предполагается использование современных педагогических технологий, направленных на модернизацию и повышение эффективности образовательного процесса. При проведении НОД по физическому развитию с детьми с ОНР в разных возрастных группах важно постоянно контролировать физическое состояние детей, регулировать интенсивность физической нагрузки. Основу коррекционной работы с детьми с ОНР во время занятий по физическому развитию должны составлять виды деятельности, направленные на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, самомассаж), функций равновесия и ориентировки в пространстве, зрительно — моторной координации движений (подвижные игры, данстерапия), укрепление опорно-двигательный аппарат (упражнения на осанку и для профилактики плоскостопия, ритмика), дыхательной и сердечно-сосудистой систем (дыхательная гимнастика, ритмика, музыкотерапия), формирование умения регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела (релаксация). Инструктору по физической культуры также важно взаимодействовать со специалистами дошкольного учреждения (логопедом и музыкальным руководителем), сотрудничать с родителями для создания единых условий для полноценного физического развития детей с нарушениями речи.
|