Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях

Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях

Вопросу развития психических процессов детей дошкольного возраста уделяется большое внимание, ведь очень важно, чтобы ребенок был здоров не только физически, но и психически.

Психические процессы детей наиболее активно развиваются в дошкольном возрасте, который делится на младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).

Помимо психического развития, дошкольный возраст играет большую роль при формировании фундамента физического и психического здоровья, так как в возрасте до 7 лет человек проходит большой путь развития, который не повторяется на протяжении всего последующего жизненного периода. В это время значительно развиваются органы и складываются функциональные системы организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. На данном возрастном этапе необходимо формировать у ребенка базовые знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Значимость и актуальность проблемы развития психических процессов детей определяет интерес к ней широкого круга исследователей, таких как Альбицкий В. Ю., Вострокнутов Н. В., Дмитриева Т. Б., Личко А. Е., Сухарева Г. Е., и др.

 

Под психическими процессами понимают проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, — и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности [1].

Психические процессы детей дошкольного возраста развиваются в различных видах деятельности, таких как: социальная, игровая, познавательная, физическая и др. Мы остановимся на развитии познавательных процессов во время занятий физической культурой.

Во время занятий физической культурой дети отрабатывают не только определенные навыки и приемы, но и воспитывают психические качества своей личности.

В подтверждение факта положительного влияния занятий физической культурой на развитие психических процессов человека могут служить многочисленные научные исследования. Например, американские авторы Уэнберг Р.С., Гоулд Д. изучаливлияние физической нагрузки на психические процессы и состояния человека, Барке и Морган сравнивали влияние на человека ходьбы, медитации и просто тихого отдыха, американский исследователь М.Л. Сачс выявил условия возникновения положительных изменений настроения человека при занятиях двигательной деятельностью [2].

Двигательная деятельность развивает такие психологические особенности личности, которые преимущественно упражняются в ней. Например, происходит развитие зрительно-двигательной памяти на определенные объекты (во время бега ребенок исследует местность, хорошо ее запоминает; во время прохождения дистанций на лыжах, дети запоминают особенности пройденного пути). При этом у детей развивается зрительная память на местность.

Также во время занятий физической культурой у детей развивается внимание. Важнейшим свойством внимания является своевременное переключение его с одного объекта на другой, при этом хорошо развивается быстрая реакция на внезапно возникающие раздражители.

Например, во время обучения элементов игры в футбол у детей совершенствуется распределение внимания и развивается большой его объём. Это связано с тем, что ему необходимо одновременно наблюдать за множеством объектов и ясно воспринимать мяч, игроков своей команды и команды противника.

Помимо этого, во время занятий физической культурой у детей развивается воображение, ведь именно от творческого разрешения задач, зависит успех в двигательной активности[3]. Дети находят новые, более эффективные приёмы, способы, пути решения поставленных задач, которые требуют творческой деятельности, а, следовательно, и участия воображения. Во время занятий командными видами спорта, детям необходимо представлять себе возможные действия противника, что невозможно без развития воображения.

Во время занятий физической культурой также развивается и мышление ребенка. Дети учатся правильно оценивать ход двигательных действий, анализируют, выделяют существенное, обобщают и делают выводы. Те ребята, которые не думая и не умея разобраться в действиях, мыслить во время занятий определенными физическими упражнениями, никогда не смогут достичь высоких результатов. Активная мыслительная деятельность также необходима и во время выполнения физических упражнений, где мышление ребенка направлено на решение определённых задач.

Таким образом, очень важно, чтобы ребенок был заинтересован в занятиях физической культурой, так как во время выполнения физических упражнений у ребенка не только укрепляется здоровье, повышается иммунитет, но и развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение.

Список использованной литературы:

  1. Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. – М.: Владос, 2008. — 366 с.
  2. Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина. – Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – 69-72 с.
  3. Уэнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэнберг, Д. Гоулд. — Киев: Олимпийская литература, 2001. — 229 с.
Просмотров: 476
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Чистякова Анна Вячеславовна. Нестандартное оборудование для занятий физической культурой в детском саду
  • Забавина Елена Геннадьевна. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
  • Матросова Светлана Викторовна. Нестандартное оборудование на занятиях физической культурой.
  • Галина Рыкова. Нестандартное оборудование на занятиях физической культурой в детском саду
  • Пчелинцева Елена Владимировна. Гендерная социализация мальчиков и девочек на занятиях физической культурой
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Василенко Светлана Борисовна. Консультация для педагогов Тема: «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ»
  • Елена Гофман. Особенности проведения дифференцированных занятий по физической культуре
  • Филь Лилия. Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми в логопедической группе.
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для педагогов ДОУ «Дошкольный возраст – время игр»
  • Главный Редактор. Консультация для педагогов по образовательной области «Физическая культура»: «Организация игр и игровых занятий по физической культуре».
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Иваненко Ксения Васильевна. Решение проблем с послушанием детей 'Гонка на время'
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Шершнева Мария Олеговна. «Как интересно провести время с детьми»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Редактор. Стихи для родителей - Не жалейте время на детей
  • Гайфуллина Татьяна Николаевна. Здоровьесбережение детей во время пандемии
  • Ешенко Наталья Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как провести на улице время с пользой»
  • Азарова Наталья Александровна. Исследовательская работа «Почему так говорят «Ваше время истекло»
  • Наталья Аронова. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, детей во время адаптации к доу
  • Ольга Анатольевна Алейникова. Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Время и мы» (познание, социализация, художественное творчество)
  • Жигадлова Лилия Альбертовна. Организация прогулок как фактор формирования интереса к физической культуре у детей 4-5 лет
  • Марина Благинина. Авторские дидактические игры с детьми раннего возраста во время адаптаций
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей 'Время'
  • Медкова Екатерина Сергеевна. Статья на тему: Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь