Вопросу развития психических процессов детей дошкольного возраста уделяется большое внимание, ведь очень важно, чтобы ребенок был здоров не только физически, но и психически.
Психические процессы детей наиболее активно развиваются в дошкольном возрасте, который делится на младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).
Помимо психического развития, дошкольный возраст играет большую роль при формировании фундамента физического и психического здоровья, так как в возрасте до 7 лет человек проходит большой путь развития, который не повторяется на протяжении всего последующего жизненного периода. В это время значительно развиваются органы и складываются функциональные системы организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. На данном возрастном этапе необходимо формировать у ребенка базовые знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Значимость и актуальность проблемы развития психических процессов детей определяет интерес к ней широкого круга исследователей, таких как Альбицкий В. Ю., Вострокнутов Н. В., Дмитриева Т. Б., Личко А. Е., Сухарева Г. Е., и др.
Под психическими процессами понимают проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, — и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности [1].
Психические процессы детей дошкольного возраста развиваются в различных видах деятельности, таких как: социальная, игровая, познавательная, физическая и др. Мы остановимся на развитии познавательных процессов во время занятий физической культурой.
Во время занятий физической культурой дети отрабатывают не только определенные навыки и приемы, но и воспитывают психические качества своей личности.
В подтверждение факта положительного влияния занятий физической культурой на развитие психических процессов человека могут служить многочисленные научные исследования. Например, американские авторы Уэнберг Р.С., Гоулд Д. изучаливлияние физической нагрузки на психические процессы и состояния человека, Барке и Морган сравнивали влияние на человека ходьбы, медитации и просто тихого отдыха, американский исследователь М.Л. Сачс выявил условия возникновения положительных изменений настроения человека при занятиях двигательной деятельностью [2].
Двигательная деятельность развивает такие психологические особенности личности, которые преимущественно упражняются в ней. Например, происходит развитие зрительно-двигательной памяти на определенные объекты (во время бега ребенок исследует местность, хорошо ее запоминает; во время прохождения дистанций на лыжах, дети запоминают особенности пройденного пути). При этом у детей развивается зрительная память на местность.
Также во время занятий физической культурой у детей развивается внимание. Важнейшим свойством внимания является своевременное переключение его с одного объекта на другой, при этом хорошо развивается быстрая реакция на внезапно возникающие раздражители.
Например, во время обучения элементов игры в футбол у детей совершенствуется распределение внимания и развивается большой его объём. Это связано с тем, что ему необходимо одновременно наблюдать за множеством объектов и ясно воспринимать мяч, игроков своей команды и команды противника.
Помимо этого, во время занятий физической культурой у детей развивается воображение, ведь именно от творческого разрешения задач, зависит успех в двигательной активности[3]. Дети находят новые, более эффективные приёмы, способы, пути решения поставленных задач, которые требуют творческой деятельности, а, следовательно, и участия воображения. Во время занятий командными видами спорта, детям необходимо представлять себе возможные действия противника, что невозможно без развития воображения.
Во время занятий физической культурой также развивается и мышление ребенка. Дети учатся правильно оценивать ход двигательных действий, анализируют, выделяют существенное, обобщают и делают выводы. Те ребята, которые не думая и не умея разобраться в действиях, мыслить во время занятий определенными физическими упражнениями, никогда не смогут достичь высоких результатов. Активная мыслительная деятельность также необходима и во время выполнения физических упражнений, где мышление ребенка направлено на решение определённых задач.
Таким образом, очень важно, чтобы ребенок был заинтересован в занятиях физической культурой, так как во время выполнения физических упражнений у ребенка не только укрепляется здоровье, повышается иммунитет, но и развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение.
Список использованной литературы:
- Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. – М.: Владос, 2008. — 366 с.
- Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина. – Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – 69-72 с.
- Уэнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэнберг, Д. Гоулд. — Киев: Олимпийская литература, 2001. — 229 с.
|