Программное содержание: 1. Осуществлять социально - эмоциональное развитие детей путём введения в ситуацию, в разрешении которой они принимают непосредственное участие, развивать эмоциональную отзывчивость детей, готовность к взаимопомощи с использованием накопленного личного опыта. 2. Закрепить знания детей об истории изобретения часов и их назначении. Упражнять в умении узнавать время по часам. 3. Уточнить знания детей о геометрических формах. 4. Закрепить технические навыки работы в нетрадиционных изобразительных техниках (рисование песком, изолентой, «квиллинг», «торцевание»). 5. Развивать мелкую моторику рук детей. 6. Обогащать словарь и активизировать речь детей.
Скачать конспект
7. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание доставлять радость своей работой. Материалы к занятию: 1. Часы (настенные, настольные, карманные, наручные, песочные). 2. Циферблаты в форме квадрата, прямоугольника, круга, овала. 3. Циферблат для коллективной работы. 4. Цифры в виде цветка (по одной на каждого ребёнка). 5. Цветной песок, изолента, креповая бумага квадратной формы 1см* 1см. 6. Бумажные полоски, базовые элементы «квиллинга» - «спиралька». 7. Клей. 8. Кисти. 9. Салфетки. 10. Короба с песком (для пальчиковой гимнастики). 11. План - карта музыкального зала (4шт.) 12. Слайды с изображением часов. Предварительная работа: Чтение рассказов Т.А. Шорыгиной «Кукушка в часах», «Девочка и время»; С. Шварца «Сказка о потерянном времени». Рассматривание иллюстраций, механических, песочных, кварцевых часов; Занятия: «Знакомство с часами». Изготовление базового элемента «квиллинга» - «спиралька». Ход занятия. 1. Организационная часть Дети входят в зал, звучит знакомая всем с детства песенка крокодила Гены «С днем рождения» (слова А. Тимофеевского, музыка В. Шаинского). Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Ребята, вам знакома эта песенка? Конечно, эту песенку все знают, потому что её поют в день рождения. День рождения бывает у детей, взрослых, у города и даже у детского сада. Воспитатель: Скоро наш детский сад будет отмечать свой юбилей, ему исполнится 50 лет. Не так давно 50 лет назад Построен был чудесный детский сад. Сюда детишки из дому спешат А вечером - не уведешь никак. Здесь воспитатели - специалисты классные И нянечки заботливы и ласковы. Уютно здесь, красиво и светло. Нам с садом этим крупно повезло. Воспитатель: Дети, скажите, что обычно дарят на день рождения? Дети: Игрушки, конфеты, картины, цветы.... Воспитатель: У меня есть одна идея, что мы подарим детскому саду, (воспитатель снимает накидку с доски) Вчера вечером я написала для вас на доске название нашего подарка. Но, по- видимому, буквы решили поиграть с нами в прятки и все разбежались. Нам оставили только вот это (показываю лист с изображением плана музыкального зала). Как вы думаете, что это такое? Дети: Это план музыкального зала. Воспитатель: Вы правильно думаете. В местах, отмеченных крестиком, спрятались буквы. Внимательно посмотрите на план и отправляйтесь на поиски букв. Как найдёте их, несите мне. Во время поисков будьте внимательны друг к другу, не ссорьтесь, слушайте друг друга. (Дети ищут буквы и возвращаются на свои места). Посмотрите внимательно и скажите, какое слово было написано на доске. (Дети выкладывают из букв слово «часы»). Умницы, вы быстро смогли сложить и прочитать слово. Воспитатель: Ребята, что такое часы? Дети: Часы - это прибор, отсчитывающий время в пределах суток. Воспитатель: Действительно, часы - это сложный механизм, чтобы их сделать, нужно знать какие бывают часы и как они устроены. Сейчас мы проверим ваши знания. Поиграем в викторину. В викторине участвуют четыре команды. За правильные ответы вы будете получать художественные материалы для дальнейшей работы. Вопросы викторины 1. Какие самые древние часы? Дети: Самые древние часы, которыми пользовались люди, - солнечные. Они состоят из циферблата, который помещают на открытом, ярко освещённом месте, а стрелкой служит стержень, который отбрасывает тень на циферблат. Но они не удобные, когда нет солнца. 2. А какие еще часы пришли к нам из старины? Дети: Песочные и водяные. Они состоят из двух стеклянных сосудов, имеющих форму конуса, соединённых между собой узкими концами. Песок пересыпается из верхней части сосуда в нижнюю за определённое время, например, за 1 мин., 5 мин., 10 мин. Их до сих пор применяют в медицине. 3. Обратите внимание на эти часы (ходики). Дети: Эти часы настенные - ходики, здесь есть гири, с их помощью заводят часы, а когда маятник раскачивается, глазки ходят вправо-влево. 4. Посмотрите на эти часы, что в них необычного? Дети: Это часы с кукушкой. Кукушка каждый час выскакивает из домика и кукует столько раз, сколько часов показывает маленькая стрелка. 5. А теперь давайте рассмотрим современные часы. Какими они бывают? Дети: наручные, потому что их надевают на руку. Настенные - висят на стене. Настольные — стоят на столе. Напольные - стоят на полу. Карманные (брегет) - носят в кармане. 6. А эти часы как называются и почему? Дети: Будильник. Он нас будит по утрам. 7. Какие часы называются механическими и электронными? Дети: механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы - они встали. А электронные часы не нуждаются в заводе. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок - на экране светятся цифры. Время показывают точно и не капризничают. Такие часы используют на вокзалах, улицах, стадионах. 8. Сколько минут в часе? А в половине часа? Дети: 60, 30. Воспитатель: А сейчас вам хотят задать свои вопросы ребята из соседнего детского сада? Внимание на экран. 9. Какие самые знаменитые часы в России и где они находятся? Дети: Кремлёвские куранты на Спасской башне Московского Кремля. На экран выводится правильный ответ: изображение Кремлёвских курантов с боем курантов. 10. Скажите из чего состоят часы? Дети: Из корпуса, циферблата, стёклышка, стрелок. Маленькая стрелка - часовая, большая - минутная, самая тонкая и быстрая - секундная. 11. Какой формы бывают часы и из какого материала они изготовлены? Дети: круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной, в форме ромба, многоугольника. 12. Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми? Дети: Такими часами является Петя — петушок. А ещё есть цветочные часы. Одуванчики дружно раскрываются в 5 часов утра, а в 2 часа дня гасят свои золотые фонарики. Кувшинки - речные часы. В 7 утра они открывают свои лепестки в течении всего дня поворачиваются за солнцем. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как расставлены цифры на циферблате? Сейчас мы это и проверим. Каждая команда получает циферблат определённой геометрической формы. Проводится конкурс - соревнование «Кто быстрее и правильнее расставит цифры». Воспитатель: Да, действительно вы много знаете о часах. Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. Современные часы очень сложный механизм и над их созданием трудится большой коллектив на часовом заводе. А мы с вами своим маленьким дружным коллективом сделаем часы в подарок детскому саду, используя свои умения работать в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности. Но прежде, чем вы начнёте работать, давайте подготовим наши пальчики к работе. Проводится пальчиковая гимнастика на песке « Тик-так, тик-так, вставай толстяк»: Тик-так, тик-так, вставай толстяк Ладони на столе, каждый палец поочерёдно по два раза стучит по столу, большой лежит без движения
Встаёт толстяк, стучит толстяк: - Тук-так, тук-так, тук-так. Большой палец стучит в ритме стихотворения
Воспитатель: Перед началом работы я хочу показать вам ещё одни древние часы. Обычная восковая свеча - это огненные часы. Свечка сверху донизу разрисовывалась, как зебра, чёрно-белыми полосками. Свеча горела, таяла, и вместе с ней таяли полоски. Сколько полосок исчезало, столько часов и проходило. Сейчас я зажгу свечу, а в конце мы определим время нашей работы. 2. Практическая часть Детям раздаются картонные шаблоны в виде цветов с нарисованными контурами цифр. Дети выполняют изображения цифр в нетрадиционных техниках изодеятельности: «квиллинг», «торцевание», рисование изолентой, песком. Во время работы звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева «Утро». В процессе самостоятельной работы детей педагог задаёт индивидуально вопросы о техниках, в которых работают дети, оказывает минимальную помощь детям, затрудняющимся в выполнении задания. Закончив работу, дети вешают свою цифру на определенное место. Тому из детей, кто закончил работу раньше можно предложить помочь своим товарищам. Воспитатель: А теперь посмотрите на свечку, которую мы зажгли перед началом работы. Определите время - сколько вы работали над созданием часов? Дети сравнивают целую свечку со сгоревшей и по делениям определяют, сколько они работали.
3. Итог занятия Молодцы ребята! У вас получились чудесные часы. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплотой своих рук. Ваш подарок будет радовать сотрудников детского сада круглый год. А теперь настал момент, когда нужно вручить подарок заведующей детским садом Ольге Евгеньевне. 1-й ребёнок: С юбилеем садик наш любимый, Самый лучший, самый дорогой! Ты такой нам всем необходимый, Мы растем и учимся с тобой. 2-й ребёнок: В этот самый детский сад, Любой малыш ходить бы рад, Всегда во всем желаем успеха. Чтобы полно было звонкого смеха, Чтобы всегда и во всем лишь удача, Решались любые легко задачи!
|