Воспитателя I отделения социальной реабилитации здания № 3 Деминой Е.И. ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова
Коррекционная цель:
Обогащать представления детей об истории создания часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.
Задачи:
- Развивать познавательные интересы, внимание (слуховое и зрительное), умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия.
- Закреплять умение считать до 10, воспроизводить количество звуков, соотнося их с цифрами.
- Обогащать словарь детей словами: циферблат, корпус, часовой механизм, солнечные, водные, песочные, механические часы; учить образовывать прилагательные.
- Воспитывать чувство «времени», умение его беречь и разумно использовать.
Форма проведения: интегрированное, групповое.
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Приемы: рассказ воспитателя, загадки, дид. игры, пояснения, педагогическая оценка, выполнение заданий, переключение видов деятельности, рассматривание, использование мультимедийноего оборудования.
Предшествующая работа: Беседа о часах, рассматривание коллекции часов, отгадывание и придумывание загадок о различных часах. Дид. игры: «Назови который час», «Что сначала, что потом?», «Собери циферблат». Чтение книги
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, будильник, сенсорная игра «Часы» -2 шт.; бубен, повязка, цифры от 1 до 5; песочные часы, циферблаты нарисованные (по количеству детей), карандаши.
Ход занятия
Вводное слово воспитателя:
Ребята, сегодня на занятии мы поговорим об удивительном приборе, которого иногда даже не замечаем, но без которого не сможем жить. Если этот прибор исчезнет, то не смогут летать самолёты и плавать корабли, на железной дороге произойдёт множество крушений, заводы и фабрики прекратят работать, а спортсмены устанавливать рекорды. Вы догадались, о чём пойдёт речь? (Нет, тогда ещё одна подсказка…дети и взрослые начнут опаздывать в школу, на работу, в театр… почему?). Без чего мы не можем жить в современном мире? (Без часов). Постойте, кажется, кто-то плачет…
Включается мультимедиа: На экране появляется будильник
- Здравствуй, будильник. Почему ты плачешь?
(Магнитофонная запись)
Будильник: Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда, я поссорился с минутной стрелкой, и она ушла от меня в Замок Часов к главному часовщику. Теперь я не работаю. Я написал письмо, извинился, но главный часовщик сказал, что вернёт мне минутную стрелку, если я выполню все его задания.
Ребята, помогите мне, я один не справлюсь!
_ Мы тебе обязательно поможем, правда, ребята!
Включается мультимедиа: Смотрите, главный часовщик даёт нам 1 задание:
«Здесь пословицы таятся, в них ты должен разобраться». Нужно дополнить пословицы и поговорки.
«Всему своё …» дети дополняют (время),
«Не откладывай на завтра то, … (что можно сделать сегодня),
«Утро вечера… (мудренее),
«Час от часа не… (легче),
«Делу время, а потехе… (час).
Посмотрите и скажите, как называются эти часы: Включается мультимедиа: (На экране картинки)
Если часы стоят на полу, то они называются…? (напольные)
Если висят на стене, то называются…? (настенные)
Если надеваются на руку…? (наручные)
Если их носят в кармане…? (карманные)
Как называются эти часы? (Часы — украшения, часы — кулон, часы — браслет, часы — кольцо)
Как называются эти часы? (Часы с кукушкой)
Показ: уличных, электронных, башенных часов на мультимедиа.
Какие башенные часы самые главные в нашей стране? (Куранты на Спасской башне в Москве)
- Вот видишь, Будильник, первое задание мы выполнили. Разреши нам познакомиться с тобой поближе и рассмотреть из каких частей ты состоишь. (Рассматриваем разобранный будильник). Прошу назвать части: корпус, передняя стенка, задняя стенка металлическая, ключи для завода, кнопка, которая выключает завод, ножки, циферблат с цифрами и 3 стрелки. Короткая стрелка — часовая, длинная — минутная. Как вы думаете, какая стрелка быстрее движется минутная или часовая? Зачем будильнику нужна третья стрелка? (Для того, чтобы он прозвенел в определённое время). Что двигает стрелки? (Часовой механизм. Он состоит из шестерёнок, которые вращаются и двигают стрелки). Отсюда и название этих часов — механические. Хотите узнать, как работает будильник? Садитесь поудобнее… Смотрите.
Включается мультимедиа: (Отрывок из мультфильма «Фиксики» 4 серия «Будильник»)
А теперь второе задание часовщика. Настольная игра «Собери часы». Дети делятся на 2 команды (мальчики и девочки).
«Нужно вам часы собрать, времени не потерять
Раз, два, три – собирать начни…» (играет музыка)
Молодцы. Вы справились с заданием.
Теперь 3 задание: Вспомните, какие часы были самыми первыми на земле.
Включается мультимедиа
Они были гениально простыми: шест, воткнутый в землю вокруг него нарисована шкала времени. Тень, от шеста передвигаясь, показывала, который сейчас час.
Солнце любят все на свете,
Нет другой такой красы
Солнце греет, солнце светит,
А еще оно-часы.
Удобными ли были эти часы? Почему нет? (Высказ. детей: в пасмурную погоду, когда не было солнца, они не работали. Эти часы легко могли сломать и затоптать.)
Физминутка. Давайте поиграем в игру «Тик-так». Дети становятся в круг, они- «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов». Ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:
Текст Движения
Тик-так, тик-так!
Мы всегда шагаем так:
Шаг влево, шаг вправо,
Тик-так!
Стрелка, стрелка покружи
Час который, покажи. Наклоны влево, вправо
Ходьба на месте
Шаг влево, шаг вправо
Наклон вперед, наклон назад
Водящий вытягивает руку вперед
Поворачивается на месте вокруг себя,
После слова «покажи» -останавливается.
Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!».
Водящий должен угадать имя ребенка.
4 задание: Какие часы изобрели после солнечных? (водные)
«А солнца нет-тогда беда,
Но справились с бедою
Решили время измерять
Не солнцем, а … (водою)
Включается мультимедиа
По капелькам вода перетекла из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени. Интересно, что самый первый будильник был тоже водным. Его придумал философ Платон, для своих учеников, две тысячи лет назад. Состоял он из 2-3х сосудов, в верхний наливали воду, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, находящейся в нижнем сосуде и флейта звучала. Услышав этот сигнал, ученики бежали на уроки.
Интересно, а хорошо ли вы слышите сигналы. Давайте поиграем в игру «Будь внимательным». Под музыку вы движетесь по залу, когда музыка заканчивается, слушайте и считайте, сколько раз я ударю о бубен. Нужно встать по столько человек, сколько будет сигналов.
Подвижная игра под музыку
5 задание.
Текла вода и годы шли,
Еще часы изобрели
Нехитрые, но точные
Назвали их … (песочные)
Показ песочных часов на мультимедиа.
Как они работают? Чем удобны и чем неудобно? (в них сыпется песок и люди узнают, который час). Их можно носить с собой, но необходимо все время переворачивать. Зато именно по песочным часам можно «увидеть» минуту. Давайте, за то время пока сыпется песок, попробуем выполнить задание.
Дети садятся за столы. Вам нужно ровно за 1 минуту раскрасить эти часы.
Вы можете взять карандаш любого цвета, раскрасить только ремешок или часы, насколько вам хватит времени. Смотрите на часы-они покажут вам, торопиться или нет!
-Молодцы, мы выполнили все задания главного часовщика и посмотрите, что изменилось в нашем Будильнике?
Включается мультимедиа. (У него появляется стрелка, он улыбается)
(Магнитофонная запись)
-Спасибо, ребята! Ко мне вернулась минутная стрелка. За вашу помощь я хочу показать вам необычные часы, которые находятся в Москве, перед входом в кукольный театр С.В. Образцова.
Показ видеозаписи.
Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы сегодня говорили? Какие задания часовщика понравились?
Установка на дальнейшую деятельность.
Список использованной литературы:
1. Цветкова Н. «Время и часы» Москва «АСТ», 2015 г.
|