Гудкова Людмила Захаровна Козлова Марина Викторовна Насонова Екатерина Сергеевна Зубкова Наталья Алексеевна Сухачева Наталья Анатольевна. Педагогическая статья на тему: «Нужно время, чтоб раскрыться..

Педагогическая статья на тему: «Нужно время, чтоб раскрыться...»

Мы часто слышим: «А что же вы хотите? Ведь у ребенка такой страшный диагноз…» Да, диагноз, поставленный врачом, для родителей малыша с детским церебральным параличом звучит как приговор. Приговор, не подлежащий обжалованию, отсрочке и отмене. Но герои-родители не опускают рук, занимаются с сынишкой или дочкой день и ночь: работают над развитием системы двигательной коррекции, учат малыша активному эмоциональному отклику, формируют на доступном ребенку уровне психологическую базу для общения с другими детьми и взрослыми.

И задача педагогов, реабилитологов, медиков – словом, всех специалистов, работающих с малышом, — сделать так, чтобы этот огонек в глазах родителей не угасал. Чтобы мама и папа не переставали радоваться каждой, пусть самой небольшой, победе маленького человека. Потому что любой ребенок чувствует настроение своего родителя даже на расстоянии. И этот эмоциональный заряд обязательно должен быть со знаком «Плюс». Только тогда ребенок сохраняет стимул к работе через силу, к движению через «Не могу!», к преодолению этих постоянных, тяжелых, таких неумолимых барьеров… в ходьбе, в сидении, в работе таких непослушных рук, в речи наконец…

 

Как же помочь малышу лучше понимать обращенную к нему речь? Как облегчить выражение своих собственных мыслей, чувств, если губы и язык так плохо слушаются? А голос не звучит так звонко, как хочется? Конечно же через эмоцию! Мы все с вами знаем, как любят наши дети сказки. Как пододвигают они к нам поближе книжки с читанными-перечитанными, выученными наизусть сюжетами «Колобка» и «Репки», «Трех поросят» и «Смоляного бочка». И происходит это не потому что ребенок хочет услышать еще раз знакомую историю, он каждый раз открывает для себя новые грани: кто пришел первым помогать деду сражаться с безразмерным овощем, почему Колобок катится, а не идет? А ведь эти сказки – наши хорошие помощники: они помогают малышу понять многие закономерности – пространственные, временные, силовые…

Вот и получается, что мы без классики никак обойтись не можем. Только мы адаптируем эту классику под наши нужды: мы не просто текст детям читаем – мы с ними эту сказку ставим. Все вместе ставим – и воспитатели, и логопеды, и психологи, и дефектологи, воспитатели по физкультуре, музыкальные руководители, и родители… а главное – дети. Дети у нас – актеры первого плана, все главные роли — у них. Мы же прекрасно понимаем: чем больше ребенок с нами вместе прорепетирует свой своевременный выход на сцену, тем легче ему осознать, чем отличается один персонаж от другого. Проще пропустить через себя, что медведь большой и опасный, ходит вперевалочку и медленно, а мышка маленькая и проворная, быстро семенит лапками и пищит тоненьким голосом.

Одной из недавних наших театральных постановок стала сказка «Теремок». Эмоциональный отклик детей вдохновил нас еще в «репетиционном зале». Еще на этапе первых репетиций мы увидели, как нашим ребятам нравятся сказки с персонажами-животными! Ведь они же все такие разные: Лиса – с мягким голосом и лукавыми повадками, а Зайчик – простодушный и веселый, Волк – серый, загадочный и очень серьезный. Особенно детям понравилась наша первая примерка костюмов: как радовалась Лягушка-квакушка, когда увидела свою изумрудную расклешенную юбку! У девочки с левосторонним гемипарезом и кохлеарным имплантом, которая играла Квакушку, очень долго не получалось соединение звуков «КВ», а в процессе репетиций наконец получили красивое «Ква-ква!».

А наш замечательный «Миша»? Мальчик, который очень неустойчиво ходит, с удовольствием подражал рычанию и ходил вразвалочку, как медведь, а еще водил хоровод с другими детьми вокруг теремка и даже руководил сменой направления движения точно по времени — без подсказки взрослых!

Вот про эту смену движения, очередность выхода на сцену, протяженность голосоподачи детей в своих репликах и хотелось бы рассказать подробней. Все мы знаем о такой важной составляющей логопедической и дефектологической работы, как формирование ритмической и пространственно-временной базы речевой функции. У многих детишек с ДЦП зачастую нарушено функционирование как соматогнозиса (восприятия человеком схемы своего тела как некоей целостности), так и проприорецепции (мышечного чувства — ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).

Формировать и развивать эти функции организма, так необходимые для развития двигательной и речедвигательной составляющих, как раз и помогает каждодневное преодоление достаточно трудной для наших детей дистанции от «леса» до «теремка», перемещение одного героя налево от другого для того, чтобы занять свое место между третьим и четвертым персонажем на репетиции и на самом спектакле. А ведь нужно еще вспомнить – сколько шагов ты сделал в прошлый раз, чтобы Волку случайно не очутиться перед Мышкой, которая прибежала к Теремку аккурат после Лягушки-квакушки! Помните, как у Выготского? Мозг тренируется постоянным повторением действия, только тогда его функции постоянно развиваются и совершенствуются.

А еще нужно услышать музыку, причем узнать мелодию, чтобы вовремя взять за руку своего товарища и позвать его в общий хоровод, который в сценарии запланирован несколько раз на протяжение спектакля.

Кстати о сценарии. Его тоже пишут наши специалисты — сами. Обычно мы это делаем в стихотворной форме, потому что так мы работаем над Его Величеством — Ритмом. Ритмико-мелодико-интонационные нарушения – это еще один Колосс, который с трудом поддается нашим коррекционным стараниям. Но вот в театральной постановке – и интерес детский устойчивей, и истощение у ребят при таком серьезном воздействии со стороны педагогов все-таки наступает позже, чем на обычных занятиях! Вот она – великая сила искусства.

«Спасибо!» — вот, что хочется сказать нашим специалистам. Потому что они понимают: педагогическое воздействие только тогда и является эффективным, когда оно междисциплинарное – ведь пока длится репетиция или сам спектакль, мы сто раз просчитаем, как лучше ребенку организовать захват поручня, стула. Мы сто раз оценим скорость его реакции на звучание начинающейся мелодии и непременно оценим, насколько она изменилась по сравнению с прошлой неделей.

Участие родителей в спектаклях – важнейшая вещь, ведь они не только учат свои роли и помогают детям двигаться по сцене, но и дают ребятам положительный заряд – эмоциональный, нужный, добрый. И спасибо им за это!

Просмотров: 628
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Гудкова Людмила Захаровна, - Сапрунова Екатерина Сергеевна, Козлова Марина Викторовна. Обучение и воспитание детей с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Козлова М. В., Гудкова Л. З. Сапрунова Е. С. Зубкова Н. А. Сухачева Н. А.. Сценарий спортивного развлечения «Голубая сказка» в ГКП «Особый ребенок» с участием родителей и специалистов.
  • Эдит Сницарук. ВОТ ВЕДЬ, ТОЧНО РАСЧИТАЛ!
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Горина Марина Евгеньевна. Семинар-практикум для родителей «Чтоб детсадовцами стать нужно очень много знать!»
  • Гудкова Людмила Захаровна, Сапрунова Екатерина Сергеевна, Козлова Марина Викторовна, Ефремова Татьяна Ивановна, Зубкова Наталья Алексеевна, Сухачева Наталья Анатольевна. Сценарий спортивного развлечения «Путешествие на Красную планету» в ГКП «Особый ребен
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Алипова Галина Геннадьевна. Сценарий выпускного праздника «Наши дети — Лучше всех!» — 2018
  • Кусенко Ольга Викторовна. Конспект дня здоровья по ОБЖ в подготовительной логопедической группе на тему: «Главное не только знать, но и в жизни применять»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Главный Редактор. Ведь столько на свете! м/ф 'По дороге с облаками'
  • Главный Редактор. Ведь столько на свете веселых друзей!
  • Омётова Олеся Васильевна. Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
  • Кузьмина Марина Владимировна. Долгосрочный проект «Наша Великая Победа — чтобы помнили»
  • Петрунина Светлана. Сказка про очень вредную девочку, которая стала хорошей «ХОЧУ!»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Савка Мария Сергеевна. «Волшебник, который открывает детям дверь в мир будущего!»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Казакова Наталья Викторовна. Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Человеку друг – огонь, только зря его не тронь!»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Акшатина Наталия Анатольевна, Юткина Наталья Николаевна, Борисенко Светлана Владимировна. Развлечение для детей и родителей в старшей специализированной группе по теме: «Чему учат сказки?»
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь