Мы часто слышим: «А что же вы хотите? Ведь у ребенка такой страшный диагноз…» Да, диагноз, поставленный врачом, для родителей малыша с детским церебральным параличом звучит как приговор. Приговор, не подлежащий обжалованию, отсрочке и отмене. Но герои-родители не опускают рук, занимаются с сынишкой или дочкой день и ночь: работают над развитием системы двигательной коррекции, учат малыша активному эмоциональному отклику, формируют на доступном ребенку уровне психологическую базу для общения с другими детьми и взрослыми.
И задача педагогов, реабилитологов, медиков – словом, всех специалистов, работающих с малышом, — сделать так, чтобы этот огонек в глазах родителей не угасал. Чтобы мама и папа не переставали радоваться каждой, пусть самой небольшой, победе маленького человека. Потому что любой ребенок чувствует настроение своего родителя даже на расстоянии. И этот эмоциональный заряд обязательно должен быть со знаком «Плюс». Только тогда ребенок сохраняет стимул к работе через силу, к движению через «Не могу!», к преодолению этих постоянных, тяжелых, таких неумолимых барьеров… в ходьбе, в сидении, в работе таких непослушных рук, в речи наконец…
Как же помочь малышу лучше понимать обращенную к нему речь? Как облегчить выражение своих собственных мыслей, чувств, если губы и язык так плохо слушаются? А голос не звучит так звонко, как хочется? Конечно же через эмоцию! Мы все с вами знаем, как любят наши дети сказки. Как пододвигают они к нам поближе книжки с читанными-перечитанными, выученными наизусть сюжетами «Колобка» и «Репки», «Трех поросят» и «Смоляного бочка». И происходит это не потому что ребенок хочет услышать еще раз знакомую историю, он каждый раз открывает для себя новые грани: кто пришел первым помогать деду сражаться с безразмерным овощем, почему Колобок катится, а не идет? А ведь эти сказки – наши хорошие помощники: они помогают малышу понять многие закономерности – пространственные, временные, силовые…
Вот и получается, что мы без классики никак обойтись не можем. Только мы адаптируем эту классику под наши нужды: мы не просто текст детям читаем – мы с ними эту сказку ставим. Все вместе ставим – и воспитатели, и логопеды, и психологи, и дефектологи, воспитатели по физкультуре, музыкальные руководители, и родители… а главное – дети. Дети у нас – актеры первого плана, все главные роли — у них. Мы же прекрасно понимаем: чем больше ребенок с нами вместе прорепетирует свой своевременный выход на сцену, тем легче ему осознать, чем отличается один персонаж от другого. Проще пропустить через себя, что медведь большой и опасный, ходит вперевалочку и медленно, а мышка маленькая и проворная, быстро семенит лапками и пищит тоненьким голосом.
Одной из недавних наших театральных постановок стала сказка «Теремок». Эмоциональный отклик детей вдохновил нас еще в «репетиционном зале». Еще на этапе первых репетиций мы увидели, как нашим ребятам нравятся сказки с персонажами-животными! Ведь они же все такие разные: Лиса – с мягким голосом и лукавыми повадками, а Зайчик – простодушный и веселый, Волк – серый, загадочный и очень серьезный. Особенно детям понравилась наша первая примерка костюмов: как радовалась Лягушка-квакушка, когда увидела свою изумрудную расклешенную юбку! У девочки с левосторонним гемипарезом и кохлеарным имплантом, которая играла Квакушку, очень долго не получалось соединение звуков «КВ», а в процессе репетиций наконец получили красивое «Ква-ква!».
А наш замечательный «Миша»? Мальчик, который очень неустойчиво ходит, с удовольствием подражал рычанию и ходил вразвалочку, как медведь, а еще водил хоровод с другими детьми вокруг теремка и даже руководил сменой направления движения точно по времени — без подсказки взрослых!
Вот про эту смену движения, очередность выхода на сцену, протяженность голосоподачи детей в своих репликах и хотелось бы рассказать подробней. Все мы знаем о такой важной составляющей логопедической и дефектологической работы, как формирование ритмической и пространственно-временной базы речевой функции. У многих детишек с ДЦП зачастую нарушено функционирование как соматогнозиса (восприятия человеком схемы своего тела как некоей целостности), так и проприорецепции (мышечного чувства — ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).
Формировать и развивать эти функции организма, так необходимые для развития двигательной и речедвигательной составляющих, как раз и помогает каждодневное преодоление достаточно трудной для наших детей дистанции от «леса» до «теремка», перемещение одного героя налево от другого для того, чтобы занять свое место между третьим и четвертым персонажем на репетиции и на самом спектакле. А ведь нужно еще вспомнить – сколько шагов ты сделал в прошлый раз, чтобы Волку случайно не очутиться перед Мышкой, которая прибежала к Теремку аккурат после Лягушки-квакушки! Помните, как у Выготского? Мозг тренируется постоянным повторением действия, только тогда его функции постоянно развиваются и совершенствуются.
А еще нужно услышать музыку, причем узнать мелодию, чтобы вовремя взять за руку своего товарища и позвать его в общий хоровод, который в сценарии запланирован несколько раз на протяжение спектакля.
Кстати о сценарии. Его тоже пишут наши специалисты — сами. Обычно мы это делаем в стихотворной форме, потому что так мы работаем над Его Величеством — Ритмом. Ритмико-мелодико-интонационные нарушения – это еще один Колосс, который с трудом поддается нашим коррекционным стараниям. Но вот в театральной постановке – и интерес детский устойчивей, и истощение у ребят при таком серьезном воздействии со стороны педагогов все-таки наступает позже, чем на обычных занятиях! Вот она – великая сила искусства.
«Спасибо!» — вот, что хочется сказать нашим специалистам. Потому что они понимают: педагогическое воздействие только тогда и является эффективным, когда оно междисциплинарное – ведь пока длится репетиция или сам спектакль, мы сто раз просчитаем, как лучше ребенку организовать захват поручня, стула. Мы сто раз оценим скорость его реакции на звучание начинающейся мелодии и непременно оценим, насколько она изменилась по сравнению с прошлой неделей.
Участие родителей в спектаклях – важнейшая вещь, ведь они не только учат свои роли и помогают детям двигаться по сцене, но и дают ребятам положительный заряд – эмоциональный, нужный, добрый. И спасибо им за это!
|