Начнем с того, что вспомним, что же такое логоритмика? Проще говоря, логоритмика – это ритмичные движения, сопровождающиеся речью. Начинать заниматься логоритмикой можно с самого рождения ребенка. Происходит все очень просто и чаще всего молодые мамы даже не подозревают о том, что, укладывая малыша спать, качая его и напевая при этом любую песенку, они занимаются с ребенком логоритмикой. Если родители сопровождают речью любое ритмичное действие ребенка, это тоже элемент логоритмики. Вспомните знаменитые «Ладушки» или любое детское стихотворение: ведь, когда мы читаем ребенку вслух, мы стараемся не только эмоционально передать содержание текста, но, и добавляем мимику, пантомимику, различные выразительные средства. Для малышей очень важен телесный контакт, когда мы проводим пальцем по его ладошке со словами: «Сорока, сорока…», мы закладываем у него фундамент представлений о ритме речи и о тактильно-кинестетическом восприятии. Поэтому очень важно играть с ребенком раннего возраста в такие игры, которые сочетают в себе проговаривание и тактильный контакт.
В старшем возрасте на занятиях по логоритмике решается намного больше задач: это развитие артикуляционного аппарата; мимики; умения ориентироваться в пространстве; развитие мелкой и общей моторики, фонематического восприятия, дыхания, ритма и темпа речи, силы и высоты голоса. Логоритмика способствует решению и некоторых психологических задач. Например, помогает сформировать у ребенка умение слушать, быть внимательным, воспринимать, запоминать и воспроизводить ранее пройденный материал. Способствует развитию функций саморегуляции и самоконтроля. Конечно же, первоначально, логоритмика полезна детям с речевыми расстройствами. Но и тем, у кого нет логопедического диагноза, она не во вред.
Логоритмические занятия с детьми можно построить по следующим направлениям:
- Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, щёк, языка).
«Дудочка» (для губ)
Ой, ду-ду! Ой, ду-ду! Потерял пастух дуду. Губы трубочкой сложи И мальчишке покажи.
«Паровоз» (для щек)
Паровозик, паровоз, Белы дым из-под колес. Яркий свет огромных фар, Слева пар и справа пар.
«Дворник» (для языка)
Толстый дворник – серый кот Подметает у ворот. Влево, вправо, влево, вправо. Дворник двор подмел на славу.
- Дыхательные упражнения (например, сдуй с ладошки снежинку или подуй в трубочку со стаканом воды, чтобы появились пузыри).
- Пальчиковая гимнастика.
«Веселые ладошки»
Хлопают ладошки, хлопают немножко.
Пальчики встречаются, дружно обнимаются.
А теперь погладим ручки мы немножко.
Пляшут наши ручки, пляшут под гармошку!
- Самомассаж (самомассаж можно делать при помощи кисточки, массажными мячиками, губками для мытья посуды, карандашами, перьями и т.д.).
- Речедвигательные игры и упражнения (игры, сопровождающиеся речью).
- Игры на развитие ритма и темпа речи (игры с использованием ритмо-схем, тихих и громких звучащих предметов).
- Игры с использованием музыкальных инструментов (используются разнообразные музыкальные инструменты такие, как барабан, колокольчики, бубны, погремушки, треугольники).
- Игры на развитие мимики.
- Игры, развивающие тактильно-кинестетическое восприятие (например, игра «Телеграф»: дети выстраиваются друг за другом, самый последний на плече впереди стоящего ребенка отстукивает какой-либо ритмический рисунок (допустим, дважды стучит пальцем по плечу), далее этот ребенок «передает» полученный сигнал ребенку, стоящему перед ним и т.д. Можно сопровождать ритмический рисунок речью).
- Распевки, прибаутки, чистоговорки, короткие стихотворения и многое другое (можно использовать все, что есть в арсенале учителя-логопеда, подходящее по возрасту детям).
Систематические занятия логоритмикой помогут ребенку в совершенствовании его речи, овладении двигательными навыками и умении ориентироваться в окружающем мире.
Учитель-логопед ГБОУ Школы № 46 г. Москвы Горячкина Дарья Вячеславовна Иллюстрация Захаровой Юлии Вячеславовны
|