Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей

«Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателейСпешилова Наталья Викторовна
Учитель- дефектолог МБДОУ «Детский сад №1»
Воецкова Галина Алексеевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
г. Лысьва Пермский край

Очень давно доказано, что специальные упражнения приводят к улучшению зрения, позволяющие исправить многие виды аномалий рефлексии, устранить многие проблемы, возникающие со зрением без вмешательства медицины.
Метод У.Бейтса.
Упражнения американского врача-офтальмолога У. Бейтса обращены, главным образом, к тем, кто страдает каким-либо видом аномалии рефлексии – близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом. Он предлагает очень много упражнений на расслабление, на снятие напряжения не только с глаз, но и со всего организма. Метод Бейтса способствует улучшению зрения за счет улучшения интерпретации изображения на сетчатке.
Последователи У. Бейтса:
Патриция Брегг, предлагает систему, опирающуюся на три принципа:
- укрепление и стимуляция глаз водными процедурами (горячими и холодными),
- специальные упражнения глубокого дыхания для улучшения кровообращения глаз,
- упражнения для расслабления глаз (сюда входят отдых и снижение нервных напряжений).

Скачать конспект

М. Корбетт (англ. врач) – предлагает интересную методику тренировки и восстановления зрения. М. Корбетт считает, что тренировка мышц, окружающих глазное яблоко, очень важна для восстановления зрения. Эти упражнения влияют на изменение фокусного расстояния к сетчатке, приближают его, достигая того же эффекта, что дают очки.
Приведем 2 принципа расслабления глаз по М. Корбетт:
Пальминг
Исходное положение: выпрямите пальцы одной руки и положите ладонь на лицо. Положите мизинец другой руки поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву V). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно, соответственно, располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически расположатся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Можно положить на колени подушку, а на подушку уже локти. Если вам необходимо наклониться вперед, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и позвоночнике. Положение ладоней у каждого человека будет отличаться от положения ладоней другого человека. Постарайтесь найти приемлемое для вас их положение. При пальминге солнечные пятнышки и точечки исчезнут.
Применять это упражнение нужно потому, что оно дает глазам отдых. Отдых расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки глаз. При этом происходит расслабление и тех напряженных мышц, что оттягивают глаза в ту или иную сторону, нарушая их соосность. Это придает им силу и здоровье, способствуя во многих случаях восстановлению зрения плохо видящих глаз.
Не пытайтесь «осознать» (прочувствовать) глаза. Во время выполнения всех этих упражнений не следует обращать внимания на глаза как на физические, материальные органы, поскольку они практически не поддаются волевому управлению и даже более неуправляемы, чем сердце, тоже неуправляемый волей орган. Если вы будете сидеть, заглядывая мысленно внутрь своих глаз, то вы разрушите цель своих занятий. Некоторые люди утверждают, что они видят во время пальминга ярко окрашенные или бесцветные пятнышки, точечки и блестки. Вместо того, чтобы думать о них, попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное — свадебное путешествие, красивые пейзажи, интересные случаи, произошедшие с вами и принесшие вам радость, или события, описанные в какой-нибудь увлекательной книге или интересном кинофильме. Когда вы отнимете руки от глаз, мир должен показаться вам ярче.
На вопрос о том, сколько времени и когда надо делать пальминг, ответ будет таков понемногу, но часто. Даже прикрыв глаза ладонями на секунд десять, вы вновь вернете им в ходе загруженного дня чувство расслабления. Вы захотите, чтобы глаза запомнили это чувство, испытанное ими во время пальминга. Поступая так, вы способствуете тому, что ощущение расслабления станет вашей привычкой на всю оставшуюся жизнь.
Повороты
Первый закон зрения — это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Здесь приведен ряд упражнений психического и физического характера, цель которых — разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда.
Оригинальные методики профилактики и исправления самых распространенных дефектов зрения – близорукости и дальнозоркости предлагают профессор Г.Г.Демирчоглян, академик Утехин.  
Народные целители И.Афросин и Валентина Травинка также предлагают тренировать свое зрение день за днем, осваивая одно упражнение за другим исцеляясь только упорным трудом!
В своей коррекционно-педагогической работе мы огромную роль отводим упражнениям и играм для глаз, рекомендуем их использование воспитателям на всех занятиях с детьми, учитывая особенности дошкольного возраста, индивидуальный и дифференцированный подход состояния зрения.
Учитывая особенности детского возраста, желание детей играть, эффективность усвоения нового в игре, разработали гимнастики для глаз, как на основе литературного материала (стихи, потешки, поговорки), так и личные разработки.
Гимнастики, упражнения для глаз:

 

Буратино потянулся,    Взор вверх
Руки в стороны развел,    Взор влево – вправо
Раз нагнулся,    Взор вниз – вдаль
Два нагнулся,    Вверх – вдаль
Повернулся и пошел.    Круговые движения глазами


Большие ноги шли по дороге:    Широко раскрыть глаза
Топ-топ-топ.   
Маленькие ножки     Зажмурились в ритме
Бежали по дорожке    Стихотворения
Топ-топ-топ!     Моргание быстрое в ритме
Топ-топ-топ!    стихотворения

«Радуга – дуга»
Ой, ты радуга – дуга!    Взор вверх
Под тобой лежат луга,    Взор вниз
В небе ты повисла,    вверх
Словно коромысло.   
Я красивую такую    Взгляд влево – вправо, влево –
В полминуты нарисую    Вправо.

«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом глядит вперед,
Глаза закроет, отдохнет.
Шея ненапряженна, а расслабленна.
Вот Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех.
Снова глазки закрывает,
И, качаясь, отдыхает!


Упражнения для тренировки наружных мышц
«Поиграем глазками»
Вспомним приятное событие, любимую ситуацию, проиграем ее
мысленно.
- Глазки двигаем вверх - вниз, влево - вправо – несколько раз. Теперь  зажмурили глазки, потом освободили и сняли напряжение. Хорошо. Теперь  взгляд пошел в правый верхний угол, в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз можно повторить с воображаемым квадратом, посмотреть в углы. Зажмурились, сняли напряжение, помигали, считаем, когда мигаем до 10.

- Теперь представим себе большой круг (обруч, мяч, колесо, бублик и т.д.). Обводим его глазками сначала по часовой стрелке, затем против  7-10 раз в одну и другую сторону. Зажмурились – расслабились и мигаем (10 раз).

- Мысленно повернуть круг «в профиль», и опять наши глаза побежали по кругу: вперед – вверх – назад – вниз и в обратную сторону: назад – вверх – вперед – вниз. И снова снимаем напряжение: зажмурились – расслабились и помигаем (10 раз).

Крест. Надо дать специальную нагрузку на наружные мышцы, смотрим влево – вправо – вверх – вниз, повторить около 5 раз. Можно представить карту. Дети – мореплаватели, рисуют глазами запад – восток – север – юг.

Змейка. Повторить 5-6 раз в одну сторону, затем в другую.
Воспитатели, выбирая или подбирая игры для глаз к занятиям, должны учитывать, что упражнения и гимнастики можно условно разделить на несколько видов:
- восстановление и развитие глазных, зрительных функций,
- тренировка глазных мышц, насыщение их кислородом,
- расслабление, отдых глаз.
Например, для развития окклюзии, можно использовать игры с меткой на стене (переключение взора), с линией горизонта, с подвешенными игрушками и т.д. (фиксация взора на вершине пламени свечи и др.).
Для кровообращения и насыщения глаз мышц кислородом можно использовать упражнения и игры с морганием (разный темп, поза, литературный материал), гримасками, вращением глаз и их движениями в разных направлениях, зажмуриванием.
Воспитатели должны себе четко представлять, какие игры и упражнения они будут включать в занятия или между частями, и с какой целью. Если с целью отдыха и расслабления, то можно использовать «минутки тишины» под спокойную музыку, пальминг, мысленные игры, расслабляющий массаж бровей, растирание лба, расслабление всего тела с дыхательными упражнениями. Все игры день ото дня способствуют восстановлению бинокулярного зрения и помогают дать отдых глазам и передохнуть от перегрузок. Воспитатели должны помнить об этом и включать гимнастику для глаз в течение всего дня.

Просмотров: 676
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Елена Тогулева. Альбом для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Гимнастика для глаз
  • Саматова Эльмира Замиловна. Электронные физкультминутки для глаз
  • Мокрушенко Наталья Сергеевна Мордвинова Наталья Александровна Шеховцова Ольга Дмитриевна. Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика)
  • Попова Эльвира Ивановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Гигиена глаз»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Павлова Наталья Витальевна. Консультация для воспитателей 'Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников'
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Мунина Галина Алексеевна. Консультация для педагогов 'Театральные игры и упражнения для младших дошкольников'
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Ксения Воронина. Консультация для родителей 'Игры и упражнения с Блоками Дьенеша'
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь