Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.

Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.

В дошкольном возрасте дети активно познают мир, учатся взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми. Немаловажную роль при этом играет то, насколько успешно происходит развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и внимание.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребности в положительных эмоциональных контактах, поддержки активного познания окружающего мира и последующего информационного обмена опытом, в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, создания соответствующей развивающей среды для самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Для полноценного эмоционального развития необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно научить детей не только радоваться положительным эмоциям, но и не бояться отрицательных моментов, неизбежных в процессе деятельности ребенка.

 

Скачать конспект

При выражении собственного эмоционального состояния важно научить ребенка использовать все возможные выразительные средства: жесты, позу, мимические средства. Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жестов, которые в сочетании с интонацией должны лишь эмоционально дополнять его речь. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности. Жест, выразительное движение дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства, и как следствие, лучше понять собеседника и привнести подлинную радость в общение друг с другом.

Очень важно, чтобы дети умели прислушиваться к себе, понимать свои эмоциональные реакции, возникающие в различных ситуациях, а также распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные реакции и проявления окружающих. И здесь приходит на помощь игра как ведущий вид деятельности дошкольников, самый понятный для него, позволяющий неоднократно проиграть волнующие ситуации с различными исходами и выбрать наиболее продуктивные варианты поведения.

Для успешного развития эмоционального мира дошкольников мы используем в своей педагогической деятельности специальные игры и этюды.

  1. Игра «На что похоже настроение» проводится в разных вариантах в зависимости от возраста и степени подготовленности детей. Один из вариантов работы: с детьми (4-5 лет) используем картинки и предлагаем детям подумать и назвать то, что чувствует изображенный на картинке персонаж. Например, улыбающееся солнышко радуется; дождевая «плачущая» тучка грустит, печалится, тоскует; закипающий красный чайник злится, гневается, сердится. Здесь мы знакомим детей с эмоциональными состояниями, обогащаем их «эмоциональную» лексику.
  2. Игра «Изобрази эмоцию только с помощью жестов»: педагог или ребенок изображают какое либо эмоциональное состояние. При этом лицо изображающего закрывается маской, или он поворачивается спиной к остальным играющим. Так дети, с одной стороны, развивают умение оценивать позу, жесты в различных эмоциональных состояниях, с другой, понимают важность мимики, при отсутствии которой все-таки сложно полностью понять эмоцию партнера.
  3. Игра «Составь портрет»: детям предлагаются карточки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Карточки разделены на две части. Дети собирают портрет целиком, опираясь на полученные знания о мимике.
  4. «Сделай, как…»: детям предлагается проделать разные эмоциональные действия в образе разных персонажей, например, засмейся, как большой злой великан, как трусливый зайчишка, как хитрая лиса. Это упражнение развивает у детей не только выразительность жестов и мимики, но и эмпатию – умение почувствовать и передать характер того персонажа, который они изображают в данный момент.

Выполнение различных этюдов вносит неоценимый вклад в эмоциональное развитие ребенка. Существует огромное количество этюдов на выражение тех или иных чувств.

Этюд «Мыльные пузыри»: дети пускают большие, радужные, красивые мыльные пузыри. Что они при этом чувствуют, как выражают свою радость? (Прыгают, смеются, машут руками, пытаясь поймать пузырь).

Этюд «Радуга»: на небе появилась большая, красочная, яркая радуга. Как поведет себя ребенок? (остановится, глядя вверх, будет улыбаться, прижмет руки к груди от восхищения).

Этюд «Упрямый мальчик»: уже вечер. Пора ужинать и ложиться спать. Мама хочет отвести мальчика домой, а он упирается, вырывает руку, да еще топает ногой.

Этюд «Жадина»: мальчик забрал все машинки и никому не дает с ними играть.

На основе этюда можно разыграть жизненную ситуацию. Например, предложить детям подумать и изобразить, как вести себя с жадиной: попытаться отобрать у него машинки, и тогда произойдет драка, предложить ему поменяться игрушками, вежливо попросить у него машинку, играть отдельно, не обращая внимания на жадину, организовать другую игру, например, постройку города, и пригласить мальчика с машинками вместе поиграть. Так дети научатся не только распознавать эмоции другого человека, но смогут понять и выбрать для себя наиболее конструктивные, оптимальные способы взаимодействия с людьми в разных эмоциональных состояниях.

В своей педагогической практике мы используем зеркала. Перед зеркалом ребенок развивает навыки в передаче эмоциональных состояний с помощью мимики. При этом он может воспользоваться помощью взрослого или иллюстрациями с изображением эмоций и скорректировать собственную мимику. Живой интерес у детей вызывают «зеркальные» кубики. На каждой грани кубика наклеен силуэт животного или героя сказки, лицо которого заменено зеркалом. Ребенок обыгрывает какой-то момент сказки или ситуацию, предложенную взрослым с помощью своей мимики: «Это зайчик, которого злая лиса выгнала из лубяной избушки. Что он чувствует? (грустит, ему страшно). А это зайчик, который возвращается в избушку, после того как петух выгнал лису. (Он радуется, улыбается).

Эти игры и этюды успешно используются нами в работе с детьми на занятиях и в различных режимных моментах. Наблюдение показывает, что такой подход положительно влияет на развитие эмоциональной сферы детей. Воспитанники нашей группы раскованы, улыбчивы, редко ссорятся, умеют радоваться и мириться, и все эти эмоции и чувства мы проживаем вместе с ними

Каждый день, каждый час, каждый миг
Настроенье меняется наше.
Вот и Влад головою поник,
Замечталась о чем-то Наташа.

Улыбается Тема, смеется Егор,
И рисует Алеша старательно.
Чтобы чувства другого понять,
Приглядись к нему повнимательней:

Голос, руки походка, лицо -
В мир эмоций окно,
Ты его отвори,
И другого поймешь обязательно.

Если грустно ему – улыбнись,
Добрым словом утешь, если нужно.
На сочувствие ты не скупись –
Лишь окрепнет от этого дружба.

Просмотров: 790
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ковалишина Ирина Евгеньевна. Логопедический проект «Мыльные пузыри – игра или загадка» в подготовительной группе для детей с ОНР
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Суханова Елена Павловна. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Мурсалимова Асель Сарсенбаевна. Открытое занятие театрального коллектива «Зеркало» - «Мимика, жесты, эмоции как выразительные средства актера»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Солдаткина Светлана Вениаминовна. Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников»
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Редактор. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей
  • Светлана Кудрина. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь