В дошкольном возрасте дети активно познают мир, учатся взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми. Немаловажную роль при этом играет то, насколько успешно происходит развитие эмоциональной сферы детей.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и внимание.
Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребности в положительных эмоциональных контактах, поддержки активного познания окружающего мира и последующего информационного обмена опытом, в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, создания соответствующей развивающей среды для самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Для полноценного эмоционального развития необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно научить детей не только радоваться положительным эмоциям, но и не бояться отрицательных моментов, неизбежных в процессе деятельности ребенка.
Скачать конспект
При выражении собственного эмоционального состояния важно научить ребенка использовать все возможные выразительные средства: жесты, позу, мимические средства. Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жестов, которые в сочетании с интонацией должны лишь эмоционально дополнять его речь. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности. Жест, выразительное движение дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства, и как следствие, лучше понять собеседника и привнести подлинную радость в общение друг с другом.
Очень важно, чтобы дети умели прислушиваться к себе, понимать свои эмоциональные реакции, возникающие в различных ситуациях, а также распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные реакции и проявления окружающих. И здесь приходит на помощь игра как ведущий вид деятельности дошкольников, самый понятный для него, позволяющий неоднократно проиграть волнующие ситуации с различными исходами и выбрать наиболее продуктивные варианты поведения.
Для успешного развития эмоционального мира дошкольников мы используем в своей педагогической деятельности специальные игры и этюды.
- Игра «На что похоже настроение» проводится в разных вариантах в зависимости от возраста и степени подготовленности детей. Один из вариантов работы: с детьми (4-5 лет) используем картинки и предлагаем детям подумать и назвать то, что чувствует изображенный на картинке персонаж. Например, улыбающееся солнышко радуется; дождевая «плачущая» тучка грустит, печалится, тоскует; закипающий красный чайник злится, гневается, сердится. Здесь мы знакомим детей с эмоциональными состояниями, обогащаем их «эмоциональную» лексику.
- Игра «Изобрази эмоцию только с помощью жестов»: педагог или ребенок изображают какое либо эмоциональное состояние. При этом лицо изображающего закрывается маской, или он поворачивается спиной к остальным играющим. Так дети, с одной стороны, развивают умение оценивать позу, жесты в различных эмоциональных состояниях, с другой, понимают важность мимики, при отсутствии которой все-таки сложно полностью понять эмоцию партнера.
- Игра «Составь портрет»: детям предлагаются карточки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Карточки разделены на две части. Дети собирают портрет целиком, опираясь на полученные знания о мимике.
- «Сделай, как…»: детям предлагается проделать разные эмоциональные действия в образе разных персонажей, например, засмейся, как большой злой великан, как трусливый зайчишка, как хитрая лиса. Это упражнение развивает у детей не только выразительность жестов и мимики, но и эмпатию – умение почувствовать и передать характер того персонажа, который они изображают в данный момент.
Выполнение различных этюдов вносит неоценимый вклад в эмоциональное развитие ребенка. Существует огромное количество этюдов на выражение тех или иных чувств.
Этюд «Мыльные пузыри»: дети пускают большие, радужные, красивые мыльные пузыри. Что они при этом чувствуют, как выражают свою радость? (Прыгают, смеются, машут руками, пытаясь поймать пузырь).
Этюд «Радуга»: на небе появилась большая, красочная, яркая радуга. Как поведет себя ребенок? (остановится, глядя вверх, будет улыбаться, прижмет руки к груди от восхищения).
Этюд «Упрямый мальчик»: уже вечер. Пора ужинать и ложиться спать. Мама хочет отвести мальчика домой, а он упирается, вырывает руку, да еще топает ногой.
Этюд «Жадина»: мальчик забрал все машинки и никому не дает с ними играть.
На основе этюда можно разыграть жизненную ситуацию. Например, предложить детям подумать и изобразить, как вести себя с жадиной: попытаться отобрать у него машинки, и тогда произойдет драка, предложить ему поменяться игрушками, вежливо попросить у него машинку, играть отдельно, не обращая внимания на жадину, организовать другую игру, например, постройку города, и пригласить мальчика с машинками вместе поиграть. Так дети научатся не только распознавать эмоции другого человека, но смогут понять и выбрать для себя наиболее конструктивные, оптимальные способы взаимодействия с людьми в разных эмоциональных состояниях.
В своей педагогической практике мы используем зеркала. Перед зеркалом ребенок развивает навыки в передаче эмоциональных состояний с помощью мимики. При этом он может воспользоваться помощью взрослого или иллюстрациями с изображением эмоций и скорректировать собственную мимику. Живой интерес у детей вызывают «зеркальные» кубики. На каждой грани кубика наклеен силуэт животного или героя сказки, лицо которого заменено зеркалом. Ребенок обыгрывает какой-то момент сказки или ситуацию, предложенную взрослым с помощью своей мимики: «Это зайчик, которого злая лиса выгнала из лубяной избушки. Что он чувствует? (грустит, ему страшно). А это зайчик, который возвращается в избушку, после того как петух выгнал лису. (Он радуется, улыбается).
Эти игры и этюды успешно используются нами в работе с детьми на занятиях и в различных режимных моментах. Наблюдение показывает, что такой подход положительно влияет на развитие эмоциональной сферы детей. Воспитанники нашей группы раскованы, улыбчивы, редко ссорятся, умеют радоваться и мириться, и все эти эмоции и чувства мы проживаем вместе с ними
Каждый день, каждый час, каждый миг Настроенье меняется наше. Вот и Влад головою поник, Замечталась о чем-то Наташа.
Улыбается Тема, смеется Егор, И рисует Алеша старательно. Чтобы чувства другого понять, Приглядись к нему повнимательней:
Голос, руки походка, лицо - В мир эмоций окно, Ты его отвори, И другого поймешь обязательно.
Если грустно ему – улыбнись, Добрым словом утешь, если нужно. На сочувствие ты не скупись – Лишь окрепнет от этого дружба.
|