В последнее время все родители стремятся дать своим детям больше знаний: научить читать, писать, считать, участвовать в олимпиадах. Очень часто в погоне за интеллектуальным развитием, мы, взрослые, забываем о эмоционально – духовной сущности детей. У детей нет времени чувствовать, творить. Это приводит к тому, что у многих детей возникают страхи, срывы, наблюдается заторможенность или наоборот, развязность и суетливость. Мы забываем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей приятными впечатлениями, воспитывает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Она помогает детям эмоционально и физически разрядиться. Театрализованная деятельность способствует раскрыть творческий потенциал ребенка, формировать доброжелательное отношение к сверстникам, исправлять поведение ребенка, повышать его уверенность к себе и испытывать чувство радости от своей деятельности. Одно из особенностей дошкольного возраста — это повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. В. С. Мухина утверждает, что «эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям». Под эмоциональным неблагополучием расценивается отрицательное самочувствие ребенка. Это неудовлетворенность ребенка общением, прежде всего с родителями и со сверстниками, отсутствие или недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи. Ребенок чувствует себя неуверенным, незащищенным.
Через театрализованную деятельность формируется эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.
В младшей группе малыши смотрят драматизации сказок, инсценировки, которые им показывают старшие дошкольники и взрослые. Это создает им радостное настроение. Во второй младшей группе я знакомлю детей с видами театра, развиваю внимание, помогаю прививать навыки отображения различных черт характера. В играх – имитациях обращаю внимание на проявление эмоций персонажей. Как плачет зайка? Как веселился колобок?» Опираясь на свой опыт, могу сказать, что знакомить с эмоциями детей необходимо начинать со среднего возраста. Дети в этом возрасте воспринимают необходимые понятия, обозначающие эмоции. Я не использую в среднем возрасте понятие эмоция, а использую понятие настроение. В средней группе я с детьми уделяю внимание кукольному театру, инсценировкам, спектаклям. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В этом же возрасте в группе появились: экран настроений, кубик настроений и уголок настроений. В старшем возрасте я вовлекаю всех детей в театрализованные игры и драматизацию. В этом возрасте дети сами ярко способны передавать эмоции главных героев и могут следить и анализировать свои эмоции.
Свою работу я осуществляю по трём направлениям: организация предметно-развивающей среды, работа с детьми, работа с родителями.
В моей группе организован театрализованный центр, в котором располагаются различные виды театра, атрибуты, реквизит, ширма. В нашей коллекции есть:
театр БИ-БА-БО, театр из рулончиков, конусный, магнитный, теневой, театр — пазл, сказки – панорамки, деревянный, театр из ложек, театр из коробок, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, масочный театр.
В работе с детьми я использую театральные игры, с помощью которых я учу детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. У детей развивается наблюдательность, образное мышление, фантазия, воображение, интерес к сценическому искусству. Дети учатся не бояться, раскрепощаться, расслабляться. Каждый ребенок имеет возможность проработать, прожить свои проблемы, получить новые ощущения. Ребенок может быть и актером и режиссером и зрителем, что позволяет почувствовать ребенка значимым в его деятельности. Разумеется, что именно в театрализованной деятельности у ребенка открывается уникальная возможность на фоне положительных эмоций руководить своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, формирует один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе. Следовательно, можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Исполняя роль, ребенок может не только передавать вербально и не вербально эмоции героя, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, непременно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания способствуют ребенку испытать восторг теми проявлениями жизни, которые он до этих пор не замечал, и изображать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В этом значительную роль играет положительный эмоциональный фон, который присутствует на каждом театрализованном занятии, а также общая коллективная деятельность. Созданная благоприятная атмосфера способствует проявлению индивидуальности, развитию эмоциональной чуткости, формированию умения управлять собственными эмоциями. Дети сближаются, начинают дружить, позировать друг другу и получают поддержку в любых начинаниях. Выполняя упражнения по культуре речи, помогаю детям развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; учу сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. Дети знакомятся с основами театральной культуры, театральной терминологией, видами театрального искусства, что в дальнейшем поможет детям правильно вести себя в театре, музее.
Следующим этапом театрализованной деятельности является работа с родителями. Я организую работу по изготовления костюмов, атрибутов, привлекаю родителей для участия в совместных инсценировках с детьми.
Театрализованная деятельность помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.
Литература:
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера,
- 2001. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.
- Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985
|