Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ИГУ») Педагогический институт Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования
Студентка 4 курса: Зиновьева Наталья Геннадьевна
До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.
Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Л. С. Выготский рассматривал проблему памяти с позиций культурно-исторической теории развития психики. Одной из первых попыток Л. С. Выготского конкретизировать общую теорию культурно-исторического развития психики человека является разработанная им концепция развития памяти. «Высшие специфические человеческие формы памяти, активное запоминание с помощью знаков точно так же, как и другие формы поведения, первоначально рождаются в социальном общении между людьми». Он раскрыл возникновение высшей формы памяти, развивающейся в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на ряд вспомогательных средств. Этим обеспечен подход к памяти как к сложной деятельности ребенка, формирующейся под влиянием общения со взрослыми. [3, с. 165].
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.
Б.Д. Карвасарский делает вывод, что механическое заучивание, "зубрежка" весьма мало эффективны. Гораздо более эффективным является логически осмысленное запоминание. Во многих исследованиях показано, что гораздо лучше запоминаются и воспроизводятся списки слов, поддающиеся естественной логической группировке, осмысленные предложения, а не набор слов; слова, а не бессмысленные слоги. Доля воспроизведения осмысленного текста через 6 дней равняется примерно 70%. Поэтому важнейшим условием эффективного заучивания является использование рациональных приемов запоминания, к которым относится логическое осмысление, систематизация материала, составление опорного конспекта, плана, разбивка материала на части, установление связей между этими частями». [5; с.375]
В.А. Крутецкий отмечал, что непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные степени развития памяти. Каждый, по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают 2 основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.
А.В Петровский. сказал, что произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, то есть таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания — четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат. [7; с.21]
В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этоммнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности.
В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т.д.
Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка [1, с. 57–64].
Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх, насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [9; с.3].
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.
Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения [4; с.309].
Е.Трусовой было установлено, что театрализованная деятельность отличается от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованная деятельность является играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. считают, что педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.
Фурмина Л.С. дает определение: «Театральное детское творчество – это создание и раскрытие драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом» Она высказывает мысль о том, что если в театрально-игровой деятельности сочетаются три направления – сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как высшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать. [10; 98].
Таким образом, изучив работы Фурминой Л.С, Артемовой Л.В., Маханевой М.Д. — театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственного развития дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия (сочувствие, сопереживание).
Литература.
- Акулова, О. А. Театрализованные игры [Текст] /О. А. Акулова. / Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 57–64
- Блонский, П.П. Избр. пед. и психол. соч.: в 2 т. [Текст] /П. П. Блонский. — М., 1979. — Т.2. — С.341-366
- Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] /Л. С. Выготский / Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. — М., 1979. — С. 148-166.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология памяти. [Текст] / Хрестоматия. – М.: Изд-во ЧеРо, 2002 – 816 с.
- Клиническая психология: Учебник для вузов. /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. [Текст] – СПб: Питер, 2004, — 960с.
- Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн. "Народная асвета", 1999. — 340 с.
- Общая психология: Учеб. для студ. высш. пед. ин-тов[Текст] / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский [и др. ]; под ред. А.В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464с.
- Петровский, А.В. Общая психология. [Текст] / — М.: Академия, 1997. — 496 с.
- Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности [Текст] /Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 69 с.
- Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.87-99.
|