Черченко Татьяна Ивановна Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №50г. Томска 2021г
Введите в мир театра малыша, и он узнает, как сказка хороша! Проникнется и мудростью, и добротой, и с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой!!!
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребёнка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребёнка во всестороннем развитии, становление его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир.
Особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие. В настоящее время оно выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как в жизни, так и в произведениях искусства, а также формирования стремления самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и посильно творчески проявлять себя в искусстве.
Именно в искусстве веками концентрировался духовно-патриотический и ценностно-эвристический опыт человечества. Важно строить свою работу по художественно- эстетическому воспитанию, исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия. Поэтому на первый план выдвигается художественно-эстетическая деятельность, обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе детства, в которой полнее проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью для дошкольника становится театрализованная, поскольку: основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим, объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление и другие.
Театрализованная деятельность близка игре — наиболее доступной деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, вместе с сюжетно – ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр.
Актуальность данной статьи в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию мышления, воображения. В театрализованной деятельности ребёнок приобретает способности представлять себя на месте другого в воображаемой ситуации, согласовывать свои действия с действиями партнёров, эмоционально раскрепощаться.
Именно поэтому театральное искусство близко и понятно детям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Знакомясь с персонажами, погружаясь в образ, дети знакомятся с понятиями дружба, доброта, честность, смелость, преданность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актёр, который живёт эмоциями, еще не ограниченным взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставши друзьями, ожили и заговорили?
Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии. Учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрализованные представления вырастают из репетиций, строить которые рекомендуется не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Надо помнить, что цель организации театра в детском саду создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков. Именно сказочная образно-игровая форма наиболее эффективна в дошкольном возрасте. В ней ярко раскрываются творческие способности детей.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Максимальное вовлечение детей в театрализованную творческую деятельность на мероприятиях.
- Основой детского эмоционального настроя является занимательность, а не развлекательность.
- Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечения взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.
- Целесообразна дифференциация детей по склонностям, способностям.
- Постоянная позитивная оценка проявленных результатов детского творчества.
- Творческое отношение музыкального руководителя к проведению
театрализованных мероприятий.
Данный вид деятельности объединяет в себе задачи из всех образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, и физическое развитие. Поэтому так важно особое значение уделить театрализованной деятельности в саду. Принимая участие в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром. В процессе данной деятельности, дети при помощи взрослого учатся анализировать, делать выводы, обобщать, что способствует развитию умственных способностей. Во время организации театрализованной игры дети общаются со сверстниками, приобретая коммуникативные умения и навыки. Они учатся прислушиваться друг к другу, помогать и заботиться друг о друге, а самое главное договариваться между собой.
Список литературы
- О.В. Гончарова. Программа художественно-эстетического воспитания. «Театральная палитра» Творческий центр. Москва 2010г.
- Е.В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М.: 2009г.
- А.Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006.
|