Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка
Автор:
- воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №54 Ткачук Надежда Константиновна
Каждый родитель знает, что его ребёнок особенный. И каждому хочется, чтобы он вырос общительным, уверенным в себе человеком, чтобы его природные способности и таланты раскрылись как можно полнее. Уже никому не нужно доказывать, что творчество- это основа, базис для интеллектуального развития и залога успеха в будущем. Особенно, в современном обществе, где так ценятся креатив и нестандартный подход.
Но как правильно определить, к какому виду творческой деятельности ваш ребёнок склонен больше всего? Можно по очереди попробовать разные направления: танцы, пение, музыку, изобразительное искусство, водить ребёнка в различные кружки, студии или на дополнительные занятия. Однако, не всегда способности раскрываются сразу же. К тому же есть простой и, во многом, универсальный способ, вовремя разглядеть природные способности и талант ребёнка. Речь идёт о театральной деятельности.
"Театр- искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает
человека, тот кто любит театр по- настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты" К.С. Станиславский.
Театр- явление уникальное и состоит из множества компонентов,
особенно если речь идёт о театре, в котором играют дети. В детских сценариях всегда много музыки, весёлых песенок, танцев, стихов, шуток, загадок.
Сочетание различных видов искусств создаёт идеальные условия для
развития эмоционально- творческой сферы личности ребёнка.
В процесс самой постановки, ребёнок обязательно будет петь, танцевать, декламировать и перевоплощаться в какой- нибудь сказочный персонаж. А это значит, что у него будет возможность попробовать себя в
разных видах искусства и раскрыть свои способности.
При разучивании даже небольшой роли, у ребёнка развивается память,
воображение, тренируется речь. Не стоит забывать и о том материале, на
котором выстраивается постановка. Обычно это классическое произведение детской литературы, написанное прекрасным богатым языком. Всё это приобщает ребёнка к духовным ценностям мировой культуры, к истокам родного языка.
Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет
нравственную направленность (смелость, дружба, доброта и т. д.). Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и людях,
зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает развиться всесторонне.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,
приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность — это важнейшее средство развития у детей эмпатии т. е. способности распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить
себя на его место в различных ситуациях.
Хочу поделиться своим опытом применения театрализованной деятельности при изучении иностранного языка. На протяжении 25 лет
обучаю дошкольников английскому языку. Обучение дошкольников английскому языку вызвано стремлением использовать возможности возраста, наиболее сензитивного для овладения языком.
Раннее обучение иностранным языкам в рамках системы непрерывного образования является одним из путей повышения качества
изучения этого предмета в школе.
На протяжении своей работы с дошкольниками, я пришла к выводу, что интеграция английского языка с театрализованной деятельностью и
музыкой развивает творческий потенциал детей и позволяет создавать яркие, выразительные спектакли, которые по достоинству оцениваются зрителями (родителями, детьми, педагогами). Во время подготовки детей к
театрализованной деятельности идёт активное развитие артикуляционного аппарата и постановки звуков, накопление активного и пассивного словаря.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая речь, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, ясно, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он активно пользуется лексическим минимумом.
Работая над театрализованными представлениями, стараюсь так обыграть сюжет, чтобы как можно больше детей принимало в нём участие.
В наших постановках дети чувствуют себя свободно и раскованно. Они с интересом воспринимают то, что кажется нам сложным, отлично ладят со сверстниками, так и со взрослыми и смотрят в будущее глазами, полными радости.
|