Ещё Л.Н. Толстой писал: « Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние». Конечно, это некоторые преувеличение. Но не случайно сейчас внимания психологу всё больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития психики человека
Ведь если мы поймём, что особо важно для формирования способности ребёнка, его чувств, умение думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Как бы не складывалась жизнь родителей, перед ребёнком необходимо открыть как можно больше путей и уж, конечно, помочь ему вступать в мир творчества, воображения, фантазии.
Конечно, многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей: отдают их в студию, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Но во-первых, это уже школы, а очень многое закладывается в ребёнке гораздо раньше; а во-вторых, всё оценивается положительно, пока ребёнок развивает свою фантазию в кружке, и дома он мил и послушен. Но как только он выходит за рамки, которые ему отвели, не редко начинаются упрёки, что всё это выдумки и фантазии. Конечно, при таком отношении гаснут искры детской непосредственности и стремления к новому.
Доказано, что в игре не проявляется, а появляется воображение ребёнка.
Только так кажется, что ребёнок-дошкольник такой уж фантазёр, живущий в мире своих выдумок. На самом деле воображение ребёнка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках.
Конечно, у каждого ребёнка свои склонности, свои интересы. Одному достаточно только предложить что- нибудь придумать, сочинить, выдумать и тут же радостно вспыхнут глазёнки и начнётся сначала неумелый, а потом всё более совершенный творческий поиск. А другой постарается уйти, спрятаться за уже знакомые задания и сюжеты.
Очень важно не форсировать творческие достижения ребёнка, не сравнивать детей между собой, хваля одного и принижая, стараясь подхлестнуть другого. У каждого ребёнка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся личностные особенности.
Можно сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого малыша, строить все воздействия с их учётом.
Надо только самим взрослым расшевелить себя разбудить своё, может быть уснувшее воображение, и тогда рука об руку с ребёнком мы войдём в прекрасный мир неизведанного.
Развитие творческой личности не происходит само по себе. Оно требует особого внимания со стороны родителей.
Дидактический материал для работы родителей с детьми:
Игры для детей 3 лет: “Кто я?”, ”Подарки для куклы”, ”Найди ошибки”.
Игры для детей 4-5 лет: “Превращение”, “Покажи одинаковое”.
Игры для детей 6-7 лет: “Задом наперёд”, ”Запишем сказку”, ’’Про что сочиним?’’.
Цель этих игр направлена на развитие мышления, памяти и ориентировки в пространстве, а также на развитие творческих способностей.
|