Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно. В младенчестве необходимо делать массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. Почему же в современном мире мы забыли о наших русских народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь самая настоящая гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что все новое — это хорошо забытое старое.
Скачать конспект
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
С детьми в возрасте:
От двух до шести месяцев. Необходимо поглаживать ручки ребёнка. Очень важно, чтобы мама общалась с малышом прикосновением рук.
От семи месяцев до девяти. Движения рук становятся более интенсивными. Такие прикосновения являются отличным массажем.
От девяти месяцев до полутора лет. Игры можно разнообразить применением пальчиковых игрушек, шариков, бусин, пирамид, пластилина и теста для лепки.
От полутора до трёх лет. Отличное время для использования в пальчиковых играх развивающих игрушек и пособий. Уже можно с их помощью начинать учить с малышом названия цветов, геометрических фигур, частей тела, цифр и т.п. А сделать занятия более интересными помогут различные вспомогательные предметы. Не бойтесь экспериментировать и фантазировать. Это могут быть всевозможные шнуровки, пуговицы, застёжки, молнии и замочки, природный материал, конструкторы и др.
От трёх до шести лет. Детям стоит заниматься пальчиковыми играми с усложнением. Лишь к трем годам пальчики становятся хорошо развитыми. В таком возрасте малыш должен хорошо уметь завязывать узелки, неплохо раскрашивать рисунки и многое другое.
От шести до восьми лет. Можно использовать занятия рисованием и прикладными искусствами, которые прекрасно помогут вашему ребёнку развиваться всесторонне.
В детском саду детки разучивают огромное количество пальчиковых игр. Также, в саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности:
пальчиковая гимнастика – шнуровка;
игры с конструктором, мозаикой;
лепка из пластилина; пазлы, вкладыши, кнопки, прищепки, молнии, пуговицы, развивающие коврики и многое другое.
На сегодняшний день, в магазинах достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры:
- развивают мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
- формируют навыки шнуровки;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности;
- косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Перед выполение пальчиковых игр, рекомендуется выполнять упражнения без речевого сопровождения. Это совсем не значит, что упражнения должны проходить в полном молчании. Все положения пальчиков взрослый объясняет малышу. Это поможет разобраться ему со сложными понятиями «сверху», «снизу», «назад», «вперед» и т.д.
Пример упражнений:
Упражение 1. Зайчик. Упражнение 2. Птица.
Упражнение 3. Гусь. Упражнение 4.Петушок.
Упражнения 5. Елка. Упражнение 6. Стул.
После того как ребенок научится самостоятельно выполнять все упражнения, можно разыграть с ним сказку, диалог, изображая героев при помощи рук.
Я вам предлагаю небольшую подборку пальчиковых игр, для детей до 3-х лет, для развития мелкой моторики.
Игры до года:
«Сорока ворона»
Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (указываем на мизинчик)
«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»
«Семья»»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)
«Непоседа»
Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику.
«Дятел»
(Правая рука изображает дятла, а левая — дерево).
Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.
(Поменяйте руки. Теперь правая рука — дерево, а левая – дятел).
Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.
«Муха»
(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).
Вот летела муха.
(Муха приземляется на другую ручку).
На варенье села.
(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).
Вымазала брюхо.
(Муха улетает).
Дальше полетела.
С года до 2-хлет
«По грибы»
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, от того и потолстел.
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
«Рыбки»
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
(Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
- То зароются в песке.
(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)
«Рак»
- Как хватает рыбу рак?
- Да клешней своей — вот так!
- Манит он своей клешнею:
- "Пощипаемся с тобою!"
(Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.)
«Кошка»
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки
- Мяконькие лапки
- Ноготки — царапки.
(Ступаем "ножками" — пальчиками мягко, по-кошачьи.)
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки
С 2-х до 3-х лет
«Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
«Ягоды»
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко)
Я поем ещё чуть-чуть, (другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).
«Лимон»
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
«Звери»
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
|