«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В. А. Сухомлинский
Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.
Цель моего проекта заключается в:
создании условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
На протяжении всего проекта решала следующие задачи:
- совершенствовать предметно — развивающую среду для развития мелкой моторики;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста с применением разнообразных форм, методов и приемов;
- развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки.
Работа по решению выявленной проблемы проводилась поэтапно.
Подготовительный этап:
Цель которого — создание условий для определения уровня деятельности т.е.
Выбор темы, постановка целей и задач;
Знакомство сотрудников с содержанием проекта;
Сбор литературного материала по созданию картотеки пальчиковых игр
со словами;
Подбор материала для игр.
Моя работа была направлена на создание информационной базы данных по речевому развитию детей, сформированности у них мелкой моторики кистей рук. Изучала методическую литературу, интересы и потребности детей и родителей. Провела отбор традиционные и нетрадиционные методы и приемы по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.
Выработала систему работы по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, в которую вошел весь практический материал, накопленный в ходе работы с детьми. Создала картотеку «Пальчиковые игры для малышей», Методическое пособие «Волшебные ленточки». Пособие рассчитано на детей от 3 до 7лет. Предназначено специалистам, педагогам, логопедам и родителям.
На 2 основном этапе систематизировано решались выявленные проблемы.
Массаж рук с помощью подручных предметов;
Упражнения пальчиковой гимнастики;
Художественное творчество;
Проведение д/игр и п/игр;
Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук проводилась в комплексе, как с детьми, так и с педагогами и родителями.
Успешно внедрялось методическое пособие «Волшебные ленточки» в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Веревочки, шнурочки, ленточки разной длины, ширины и толщины, являлись прекрасным инструментом для развития пальцевой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.
На первых этапах работы с детьми, массаж выступал, как эффективный метод терапии. Применяли элементы простого массажа (поглаживание, похлопывание, постукивание, поколачивание ладошек своих и соседа).
На последующих этапах использовала нетрадиционный массаж кистей рук с подручным материалом (сосновые и еловые шишки, массажные щетки, грецкие орехи). Играя каучуковыми мячиками, катая между ладонями грецкие орехи, деревянные или теннисные шарики, у детей развивалось тактильное восприятие.
Много радости доставляло изготовление детьми поделок из пластилина и деревянных палочек (ежика, колобка), которые стимулировали мышечный тонус пальцев рук детей. Игры с крупой, речным песком, ракушками, камушками, пуговицами помогало вовлекать в работу пальцы правой и левой руки, развивать хорошую подвижность, гибкость кистей и пальцев рук.
Предлагаемые детям в веселой, непринужденной форме игры с массажными мячиками, эспандером, позволили укрепить мышцы пальцев рук и активизировать двигательные навыки.
Особое место занимала «Пальцевая живопись» — рисование ладонью, рисование ладошками, пальцами с применением музыки, помогало установить контакт, взрослого с ребенком, создать положительное, эмоциональное настроение, отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта.
Применение хромотерапии или цветотерапии успокаивало, способствовало приливу внутренних сил, помогало мысленно сконцентрироваться, закрепить знания основных цветов и координировать руку ребенка. Хромотерапия частично включалась в изодеятельность и самостоятельную деятельность детей. Применялась при изготовлении различных методических пособий.
Детям очень нравилось работать с бумагой (скатывать из бумаги шарики, мять её), выполнять комплексы пальчиковой гимнастики, динамические паузы, которые развивают творческую деятельность, воображение, укрепляют мышцы кистей рук, формируют связь «глаз – рука». Запоминание в ходе игр загадок, чистоговорок, оказывало положительное воздействие на звукопроизношение и дикцию дошкольников. С нетерпением дети ждут вечерних игр с «Веселым карандашом», которые способствуют развитию мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму, помогли сформировать первые графические навыки у дошколят.
Третий заключительный этап- это непосредственно:
Презентация опыта для сотрудников детского сада;
Оформление проектной деятельности;
Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности;
Работа с родителями.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Мякиш».
Работа не была бы такой эффективной, без помощи педагогов и родителей. Занимательные встречи в «Педагогической гостиной» помогли педагогам практически освоить методы проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики, овладеть играми с применением хромотерапии и музыкотерапии.
Использованные в работе нетрадиционные методы и приемы развития мелкой моторики педагоги включают в разные виды своей деятельности с детьми (в занятия, режимные моменты, музыкальные и физкультурные развлечения и праздники).
Положительным моментом в своей работе считаю, привлечение к проведению пальчиковых игр младших воспитателей, которые они проводят с детьми между занятиями.
Работа с родителями была ориентирована не только на формирование у них позитивного отношения к проводимой работе, но и на их активное участие.
Оформление наглядно информационного стенда «Играем пальчиками- развиваем речь» носило рекомендательный характер по решению возникшей проблемы. Создание в нашем ДОУ библиотеки дает возможность родителям по желанию брать методическую и практическую литературу и игры для детей на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В заключении, своей презентации, я предлагаю провести мастер- класс по изготовлению методического пособия по развитию мелкой моторики пальцев рук «Мякиш».
Пособие служит для массажа или самомассажа ладони ребенка. Для изготовления данного пособия нам понадобится: воздушные шары, мука, разноцветные нитки, карандаш, ножницы, воронка, чайная ложка, цветные маркеры.
- Изготавливать это пособие мы будем таким образом:
- Берём воздушный шарик.
- Помещаем в него воронку.
- Насыпаем чайной ложкой муку.
- Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша.
- Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине.
- Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.
- И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком. Все атрибуты, необходимые для данной работы лежат у вас на столе. Можно приступать к работе…
|