Педагог-психолог: Трушникова Ольга Ивановна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский ХМАО-Югра
Тема: «Развиваем мелкую моторику у малышей»
«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игра и упражнения: самомассаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, двигательные игры с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины и т.д.), рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание). Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Каждый предмет в кабинете психолога является развивающим, для развития мелкой моторики имеется необходимый материал: игры «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое.
В течение года содержание меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду кабинета дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.
Физкультминутки. Оптимальный вариант развития мелкой моторики — использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривания стихов, одновременно с движением обладают радом преимуществ, как сказано выше, речь делается более громкой, чёткой, эмоциональной, развивается слуховое восприятие. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях и в утреннюю гимнастику играет положительную роль на развитие речи детей. Это позволяет: регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память.
Пальчиковые шаги. Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использую пособия "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Самомассаж. Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счётом.
Шнуровки. В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Это очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев.
Мозаика. Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное — обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.
Игры с молниями и застёжками. Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям — это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук. В основном этот вид игры я использую при подготовке и возвращении с прогулки. В свободное время мы с детьми учимся пользоваться молнией, количество которых соответствует количеству детей.
Рисование. Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
Литература:
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль: «Академия развития», 1998г.
- Гаврина С.Е «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль: «Академия развития», 1998г.
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами». Ярославль: «Академия развития», 2000г.
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
- Григорьева Г.Г. «Играем с малышами: игры и упражнения для детей». М.: Просвещение, 2003г.
- Картуша М. Ю. "Логоритмика для малышей". Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
- Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду". Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
- Светлова И. "Развиваем мелкую моторику". ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги". С-Пб, "Корона", 2007г.
|