Булгакова Валентина Михайловна, воспитатель МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка».
Необходимость и важность развития мелкой моторики рук ребенка осознана и признана педагогами и психологами. Ученые-нейробиологи доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь, а значит, активнее будут развиваться мышление, зрительная память, внимание, воображение, пространственная ориентация. В конечном итоге такие дети более подготовлены к школе. Поэтому очень важно уже в раннем возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Скачать конспект
Однако сегодня в мире современных технологий ручной труд отошел на второй план. А родители, стремясь не отстать от современного ритма жизни, зачастую стараются занять ребенка компьютерными играми или просто, дав новую игрушку, освободить себе время для занятия другими делами. Но ничто на свете не заменит ребенку общения с мамой и папой в процессе игры. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, но они могут научиться взаимодействовать. Чем активнее родители сотрудничают со специалистами ДОУ, старательнее выполняют их рекомендации, тем лучше результаты у ребенка.
В группе раннего возраста «Цыплята» в нашем детском саду реализован проект «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста», цель которого — создание условий для развития мелкой моторики у детей через взаимодействие с родителями.
Задачи, направленные на достижение цели проекта:
- способствовать повышению педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах развития детей раннего возраста
- побуждать родителей к созданию в семьях условий для развития мелкой моторики у детей
- создать совместно с родителями комплекс развивающих игр для развития мелкой моторики в группе раннего возраста.
В ходе реализации проекта создана подборка развивающих игр для изготовления руками родителей. Ежемесячно выпускалась газета для родителей «Мир на кончиках пальцев», содержащая рубрики «Пальчиковая гимнастика», «Лепим вместе», «Игры «на ходу», «Игры из ничего» и др. Тематические номера содержали в себе специальные вкладыши, например, с шаблонами для рисования пальчиками и выкройками для изготовления комплекта игрушек-топотушек «Ферма» в натуральную величину для детской руки.
Для родителей проведена консультация «Игры своими для развития мелкой моторики у детей раннего возраста», а также мастер-классы «Игры из ничего», «Изготовление игрушки-топотушки».
Родителями и воспитателем значительно пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы, в частности совместно изготовлена универсальная развивающая ширма «Познавай-ка», состоящая из трех секций, руками родителей изготовлены игры для развития мелкой моторики: «Репка», «Цветочная полянка» — из коробочек и пробок от бутылок, тактильная доска «Паровозик едет к нам», игры «Разноцветные полоски», «Ежик» — из фетра, пуговиц, комплект игрушек-топотушек «Ферма», «Пальчиковые ходилки», сортеры и другие. Изготовленные в ходе проекта пособия и игры используются при проведении НОД, при организации самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с детьми при реализации образовательных маршрутов.
На завершающем этапе проекта в приемной нашей группы организована выставка игр, изготовленных руками родителей.
Анкетирование родителей «Что такое мелкая моторика?» проведенное в начале и по завершении проекта, позволяет говорить о том, что педагогическая и психологическая компетентность родителей в вопросах развития детей раннего возраста повысилась.
Данный проект призван помочь родителям осознать важность развития мелкой моторики в раннем возрасте, а также свою роль в этом процессе, воспитателю – заинтересовать родителей изготовлением развивающих игр, привлечь их к сотрудничеству в важном вопросе развития, детям – развивать мелкую моторику посредством новых развивающих игр.
|