Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук детей.
Задачи:
- Дать родителям представление о значение нетрадиционных приемах изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития их воображения, творческого мышления и творческой активности.
- Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.
Форма мероприятия: мастер-класс для родителей.
Участники: родители воспитанников, воспитатели.
Скачать конспект
Предварительная работа:
- Изучение литературы по теме.
- Организация пространства для проведения «Мастер- класса».
- Подготовка образцов, изобразительного материала.
- Составление конспекта
- Подбор необходимого методического материала.
- Организация выставки работ по нетрадиционному рисованию.
Материально-техническое оснащение: музыкальный центр, записи детских песен, презентация «Нетрадиционные техники рисования»;
на столах: кисточки, наборы гуашевых красок по количеству участников, влажные салфетки, баночки с водой, листы белой бумаги, заготовки «луг», «зима», «бабочка».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас!
Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне — и я услышу, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому — и я научусь!».
Тема нашей встречи «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений — ключевые понятия для периода дошкольного возраста.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми нетрадиционными техниками рисования для детей дошкольного возраста.
(Показ иллюстраций работ в разной технике рисования.)
В старшей группе можно использовать такие техники, как
- рисование пальчиками, ладошкой — ребёнок опускает ладошку или пальчик в краску, а далее прижимает к листу бумаги. Ребенок дорисовывает необходимый рисунок.
- воском и акварелью — ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным.
- поролоном- ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и поролон.
Большой популярностью у детей и педагогов пользуется рисование в технике:
- кляксографии- ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать.
- отпечаток- ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
- тычок жесткой кистью- ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- набрызг- ребенок набирает краску на кисть и стряхивает ее на бумагу, проводя зубочисткой по щетинкам кисти. Брызги полетят на бумагу. Разбрызгивание капель возможно и с помощью зубной щетки и стеки.
- монотипия- складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.
Практическая часть
Воспитатель: Я предлагаю сегодня всем нам стать на некоторое время необычными маленькими художниками. Готовы? Тогда начнем.
- Перед Вами лежат заготовки – это луг. Его нарисовали для Вас ваши детки. А нарисован он тоже необычным способом. Такая техника рисования называется «по мокрому». Мы сначала смочили лист бумаги водой, а потом рисовали акварельными красками.
- Послушайте загадку о сказке и назовите её.
Жил да был один купец, уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат, но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока, если сердце одиноко..
Как-то раз купец собрался, да и за море подался
за каким-то интересом: за прибытком аль привесом.
Долго за морем он был, наконец, домой приплыл.
Дочерям привёз подарки: старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок, чудный... (Аленький цветок.)
Конечно, это «Аленький цветочек». Сейчас нам с вами и предстоит нарисовать этот цветок.
Рисование мятой бумагой.
Это первая нетрадиционная техника, которую мы сегодня испробуем.
Перед вами квадратный листок белой бумаги. Его надо смять так, чтобы получился бумажный комочек. Этим комочком, обмакивая его в красную гуашь и оставляя отпечаток на нашем луге, мы и нарисуем «аленький цветочек». Затем кисточкой дорисуем стебель и листики.
(Родители работают под муз. сопровождение.)
Воспитатель: — слушаем следующую загадку:
Утро... Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул – и полетел,
И опять на кустик сел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка
Да ведь это ж... (бабочка).
Монотипия предметная (раздаю заготовки бабочек из бумаги).
- Способ получения изображения – складываем бабочку пополам. На одной половинке рисуем узор или просто закрашиваем густо красками. Затем снова складываем бабочку пополам, прижимаем и разворачиваем. Узор, который Вы нарисуете на одной стороне, отпечатается и на другой.
(Родители работают под муз. сопровождение.)
Воспитатель: — слушаем следующую загадку:
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я… (Зима)
Для рисования в технике «набрызг» требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).
Этапы работы:
- Смочить щетку водой.
- Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
- Набрать немного краски на зубную щетку.
- Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
- Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
- Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.
(Родители работают под муз. сопровождение.)
При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.
Техника рисования «набрызг» позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.
Молодцы! Сегодня мы использовали только некоторые нетрадиционные техники рисования. Теперь вы видите как это интересно!
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча.
Подводя итог, я хочу дать Вам подарить буклет, в котором описываются различные нетрадиционные техники рисования.
- Хвалите своего ребенка, помогайте, доверяйте ему. Ведь ваш ребенок индивидуален.
Надеемся, что мастер – класс не прошел даром и теперь вместе с детьми вы можете создать замечательные оригинальные работы. Благодарим за активное участие и творческую работу.
|