«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
На всех этапах жизни ребенка движение играет важнейшую роль. Мелкая моторика — это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными установлено, что чем больше умений в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это доказывает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это не раз подчеркивалось педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта, образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный, важный период в жизни ребенка, как важный этап на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Ребенок, умея владеть рукой, в процессе своего развития становится самостоятельным, и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативным в разных видах деятельности.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.
Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с такими проблемами у детей, как слабое развитие кистей рук, слабое запоминание цвета и формы, нарушение моторики рук. Такие дети медлительны при выполнение движений, у них наблюдается скованность, заторможенность. Ребенок при выполнении задания становится капризным, нервным, становится неуверенным в своих действиях и силах, у него меняется настроение. Понимая важность проблемы, я решила помочь таким детям и поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движения рук через нетрадиционную технику рисования.
Такая продуктивная деятельность как нетрадиционное рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Ведь вместо обычной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. д. Работая с различным изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Нетрадиционное рисование — искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, помогает развивать творческие способности, воображение, полет фантазии. Необычные материалы и оригинальная техника привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику, что позволяет детям получить истинное наслаждение от художественной деятельность. Дети при нетрадиционном рисовании ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание
Работу по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования осуществляю с группой и подгруппой детей, что позволяет использовать дополнительные стимулы. Такими стимулами могут быть: игра, сюрпризный момент, просьба о помощи, музыкальное сопровождение; яркая, хорошо продуманная наглядность и др. В своей работе использую основной принцип дидактики: «от простого к сложному».
В ходе работы с детьми заметила, что применение нетрадиционной техники рисования способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения. Дети учатся рисовать не только красками, карандашами, но и мыльной пеной, свечкой, ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев деревьев, ватных палочек).
Использование всех нетрадиционных техник изображения позволяет дошкольникам так же, и экспериментировать – смешивать краски с мыльной пеной, клеем, акварель с гуашью. Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства краски, а добавляя воду, получать различные оттенки. Развивается тактильная чувствительность, цветоразличение. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, развивается речь, обогащается и активизируется их словарный запас.
Нетрадиционная техника изображения требует соблюдения последовательности в работе. Таким образом, дети учатся планировать свою работу. Используя нетрадиционную технику рисования, я обратила внимание, как дети радуются занятиям по рисованию, как у них «загораются глазки» при работе с разным материалом. У них поднимается настроение, нет страха перед тем, как они рисуют и что у них не получиться. При этом дошкольники не утомляются, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается уверенность в своих силах, развивается мелкая моторика рук, появляется усидчивость и внимательность.
Существует много техник нетрадиционного рисования, которые помогают сделать руку ребенка свободной, их необычность дает детям полную свободу для достижения желаемого результата, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, их умения на разных возрастных этапах развития.
Так, с малышами я чаще использовала при рисовании технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, пекинской капусты, воздушными шариками, донышком пластмассовой бутылки и т. д.
В среднем дошкольном возрасте знакомила с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте с детьми осваивали более трудные методы и техники: рисование песком, солью; мыльными пузырями; мятой бумагой; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография и т.д. Каждая из этих техник – это маленькая и необычная игра. При использовании разной техники в рисовании дети чувствуют себя раскованнее, смелее, непосредственнее, учатся удерживать корпус в определенном положении, держать правильно руки, наклон карандаша, удерживать кисти рук в правильном положении, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать свою работу и работу товарищей, доводить начатое дело до конца.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей, и в тоже время идет развитие мелкой моторики рук.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
|