Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка движение играет важнейшую роль. Мелкая моторика — это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными установлено, что чем больше умений в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это доказывает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

 

Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это не раз подчеркивалось педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта, образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный, важный период в жизни ребенка, как важный этап на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Ребенок, умея владеть рукой, в процессе своего развития становится самостоятельным, и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативным в разных видах деятельности.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.

Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с такими проблемами у детей, как слабое развитие кистей рук, слабое запоминание цвета и формы, нарушение моторики рук. Такие дети медлительны при выполнение движений, у них наблюдается скованность, заторможенность. Ребенок при выполнении задания становится капризным, нервным, становится неуверенным в своих действиях и силах, у него меняется настроение. Понимая важность проблемы, я решила помочь таким детям и поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движения рук через нетрадиционную технику рисования.

Такая продуктивная деятельность как нетрадиционное рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Ведь вместо обычной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. д. Работая с различным изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Нетрадиционное рисование — искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, помогает развивать творческие способности, воображение, полет фантазии. Необычные материалы и оригинальная техника привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику, что позволяет детям получить истинное наслаждение от художественной деятельность. Дети при нетрадиционном рисовании ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание

Работу по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования осуществляю с группой и подгруппой детей, что позволяет использовать дополнительные стимулы. Такими стимулами могут быть: игра, сюрпризный момент, просьба о помощи, музыкальное сопровождение; яркая, хорошо продуманная наглядность и др. В своей работе использую основной принцип дидактики: «от простого к сложному».

В ходе работы с детьми заметила, что применение нетрадиционной техники рисования способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения. Дети учатся рисовать не только красками, карандашами, но и мыльной пеной, свечкой, ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев деревьев, ватных палочек).

Использование всех нетрадиционных техник изображения позволяет дошкольникам так же, и экспериментировать – смешивать краски с мыльной пеной, клеем, акварель с гуашью. Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства краски, а добавляя воду, получать различные оттенки. Развивается тактильная чувствительность, цветоразличение. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, развивается речь, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционная техника изображения требует соблюдения последовательности в работе. Таким образом, дети учатся планировать свою работу. Используя нетрадиционную технику рисования, я обратила внимание, как дети радуются занятиям по рисованию, как у них «загораются глазки» при работе с разным материалом. У них поднимается настроение, нет страха перед тем, как они рисуют и что у них не получиться. При этом дошкольники не утомляются, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается уверенность в своих силах, развивается мелкая моторика рук, появляется усидчивость и внимательность.

Существует много техник нетрадиционного рисования, которые помогают сделать руку ребенка свободной, их необычность дает детям полную свободу для достижения желаемого результата, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, их умения на разных возрастных этапах развития.

Так, с малышами я чаще использовала при рисовании технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, пекинской капусты, воздушными шариками, донышком пластмассовой бутылки и т. д.

В среднем дошкольном возрасте знакомила с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте с детьми осваивали более трудные методы и техники: рисование песком, солью; мыльными пузырями; мятой бумагой; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография и т.д. Каждая из этих техник – это маленькая и необычная игра. При использовании разной техники в рисовании дети чувствуют себя раскованнее, смелее, непосредственнее, учатся удерживать корпус в определенном положении, держать правильно руки, наклон карандаша, удерживать кисти рук в правильном положении, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать свою работу и работу товарищей, доводить начатое дело до конца.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей, и в тоже время идет развитие мелкой моторики рук.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Корчагина Юлия Леонидовна. «Развитие мелкой моторики рук дошкольников, посредством использования нетрадиционной техники рисования».
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Кикеева Елена Алексеевна. Проект «Программа самообразования педагога в дошкольной образовательной организации: тема «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Щелконогова Анна Анатольевна. Развивающие планшеты «Подбери и закрути» для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Шустова Алина Леонидовна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Зданович Оксана Валерьевна. «Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Рыбакова Виола Сергеевна. Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста через технику квиллинг.
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь