Актуальность
Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Чтобы интерес ребят к творчеству не ослабевал, увлечённый своей работой педагог каждый раз старается придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, что позволяет чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что «художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".
Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Хочу поделиться одной волшебной техникой рисования, которая у нас почти не распространена, но иначе как волшебной её просто назвать нельзя – это акварисование или эбру.
«ЭБРУ» — старинная, восточная техника рисования на воде. История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством.
В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Эбру – это больше, чем просто искусство, это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра. Техникой эбру может овладеть каждый.
Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Рисование на воде качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети, наблюдающие за таинством рисования на воде, воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря рисованию на воде детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детей. Нет сомнений, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде могут получиться такие красивые и разнообразные узоры. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. Ребенок будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать новыми творческими свершениями.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Главное в рисовании эбру – это научиться слушать свои эмоции, свое тело, в частности, руки, и тогда можно почувствовать себя настоящим художником, древним мастером. Дети, не имеющие большого мастерства в обычном рисовании, в этой технике-могут создавать настоящие шедевры.
В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью: обучить способу деятельности (рисованию на воде) с помощью новых художественных материалов и способствовать самореализации личности (развитию мышления и формированию творческих способностей).
Задачи:
образовательные: создать для детей ситуацию рисования новым способом – Эбру (масляными красками на воде с загустителем), обучить способу работы рисования на воде, учить терпению и выдержке при работе с жидкими красками, наборе краски из пипетки «капельками».
развивающие: развивать фантазию, воображение, мыслительную и речевую деятельность, слуховое и зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развитие мелкой моторики рук.
воспитательные: воспитывать терпение, самостоятельность, активность, инициативность; повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки, воспитывать чувство радости, сопричастности к уникальному и неповторимому творчеству.
Техника «Эбру» в домашних условиях ничем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.
Я сегодня расскажу Вам, как работать в этой технике в домашних условиях.
- шаг. Рисование Эбру начинается с подготовки жидкости. Приготовить не густой клейстер из клея ПВА, воды и все размешиваем. Жидкость готова к применению.
- шаг. Подготовка красок. Для рисования берем масляные краски, разбавляем растворителем до жидкого состояния.
- шаг. Подготовка ИЗО материала. Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки, бумага.
- шаг. Рисование. Берем лоток с подготовленной жидкостью и кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж или еще что — то другое)
5шаг. Перенос рисунка на бумагу. Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность. Когда края начнут подниматься, берем за края бумаги и поднимаем ее. Даем рисунку высохнуть. Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок, а только личный полет фантазий. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.
И в результате:
- Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;
- Находят не стандартные способы художественного изображения;
- Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.
Вывод
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Рисование на воде красками отличная возможность отдохнуть, приучить детей к искусству, дети, рисуя по воде, будут развивать воображение мышление моторика. Занятие Эбру поможет вам с радостью провести свое время, Во время рисования Эбру у вас всегда будут получаться гармоничные рисунки и картины, так как сама вода будет помогать получать красивые изображения. Вам иногда достаточно во время рисования просто водить шилом по воде, и на ваших глазах будут получаться замечательные формы.
Говорят, что искусство рисования на воде успокаивает, умиротворяет, дает человеку положительную энергию, забирая при этом отрицательную.
Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, нестандартное мышление, творчество. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.
|