Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста

Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возрастаИспользование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста

Латкина О.В. Воспитатель МОУ «Сторожевска СОШ» Структурное подразделение Детский сад с. Сторожевск

Актуальность

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса. С учётом психологических закономерностей его построения.

 

Сейчас, как никогда, пользуются популярностью именно творческие профессии и специальности, и если развивать эти способности с детства, то в будущем мы получим отличную базу для формирования полноценной успешной личности, как в психическом, так и в личностном плане.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования учённых – психологов:

Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей (рисование). Рисунок ребенка — всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.

В настоящее время существует 5 самых известных техник рисования: рисование карандашом, гуашью, акварелью, масляной живописи и пастелью. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Акварель для начинающих художников является самым оптимальным вариантом, потому что на ней легко исправляются небольшие оплошности, допущенные в процессе работы.

Существует много необычных техник рисования такие как:

рисование масляной пастелью и акварелью, фроттаж, граттаж, ниткография, кляксография, монотипия, рисование мятой бумагой, солью, мыльными пузырями, пальцевая живопись, рисование забавными отпечатками, пеной, клеем, рисование по разным поверхностям (по стеклу, фольге, бересте, на камнях, на деревянных брусках, щепках и спилах), "мятое изображение" (по мятой бумаге), рисование ватными палочками, "пушистость" (при помощи марли или целлофана, используя трафарет), рисование "по мокрому», брызги, «травяная живопись» (в качестве материала травы, цветы, мох, листья фиксируется на бумаге при помощи клея), рисование манной крупой (различными крупами) или песком, пэчворк или лоскутная живопись, пластилинография, рисование зубочистками на клее ПВА.

Использование альтернативных техник имеет ряд преимуществ: многообразие способов и средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; во время работы дети получают целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику рук; прививает любовь к изобразительному искусству; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии, чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

Техники рисования, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Исходя из личного опыта работы, было выявлено, что дети не уверенно рисуют, мало — кто фантазирует. Возник вопрос, как же можно раскрепостить детей, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Для этого в работу во всех возрастных группах можно внедрить альтернативную технику рисования. Практика показала: с помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его интересы и способности. Нужны новые способы работы с детьми.

На основании этого была поставлена цель: использовать в рисование различные альтернативные техники рисования для развития у детей творческого воображения.

В работе следует соблюдать следующие принципы:

  1. принцип наглядности (наблюдения, измерения, проводить опыты, практические работы);
  2. принцип доступности (переход от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному);
  3. принцип систематичности и последовательности (ознакомление с различными техниками рисования в определённом порядке, по системе);
  4. принцип «Свободы рисования».

Использовать альтернативную технику нужно начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте это: пальцевая живопись; печать по трафарету; рисование тычком жёсткой полусухой кистью, рисование различными штампами; рисование манной крупой (различными крупами) или песком.

  • В средней группе добавляется: оттиск поролоном; пластилинография; рисование зубочистками на клее ПВА.
  • В старшей группе добавляется: кляксография (с использованием трубочек); монотипия; брызги; рисование свечой, рисование отпечатками листьев, трав; мыльными пузырями
  • В подготовительной группе: рисование по — мокрому; граттаж; фроттаж; рисование солью, пеной, клеем; «травяная живопись»; рисование по разным поверхностям; пэчворк или лоскутная живопись.

Каждая техника — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Чтобы развить творческое воображение у детей, нужна целенаправленная и последовательная работа. При создании специальных условий, при работе с родителями и включение в рисование современных технологий можно развить у детей творческое воображение и талант к художественному творчеству. Художественная деятельность ребёнка станет ещё более успешной, если педагоги и родители будут оценивать её положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечать индивидуальную манеру выполнения.

Литература:

  1. Брозаускас Л.Г. Расчудесные ладошки /Пособие для детей 4 – 7 лет. – СПб.: КАРО, 2010.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М., 2013
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: ТЦ «Сфера», 2005;
  4. Казакова Т.Г., Лыкова И.А., Пантелеев Г.Н., Пантелеев Л.В., Рубан Т.Г., Тарасова К.В. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/Под ред. Тарасовой К.В. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. — М.: ТЦ «Сфера», 2009;
  6. Немешаева Е.А. Ладошки. – М.: Айрис – пресс, 2011.
  7. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб. – метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство — пресс», 2012.
  8. Черепкова Н.А. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6 -7 лет). – СПб.: ООО «Издательство «Детство — пресс». 2017.
Просмотров: 1527
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Филичева В. В. Конспект НОД по рисованию с использованием техники печатание ладошкой и рисование пальчиками во второй младшей группе. Коллективное рисование. «Аквариумные рыбки»
  • Иванова Севиль Тимуровна. Конспект открытого занятия по одной из нетрадиционной техник рисования (рисование пипеткой) с детьми второй группы раннего возраста «Поиграй со мною, тучка!».
  • Клембо Марина Михайловна. Конспект образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) с применением нетрадиционной техники рисования «Печать листьями» «Осенний листопад»
  • Парфенова Кристина Николаевна. Нетрадиционные техники рисования. Рисование пальчиками. «Мое любимое дерево осенью» 2 младшая группа
  • Зайкова Карина Александровна. Конспект НОД с использованием нетрадиционной техникой рисования «Рисование мятой бумагой» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Зимнее дерево»
  • Асташкина Юлия Геннадиевна. Рисование в средней группе «Золотая осень» Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Нечкина Ирина Александровна. Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе (рисование солью) «Береза в зимнем уборе».
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Рисование зубной щеткой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
  • Михайлова Ольга Александровна. Send-art (рисование песком), как основа развитие детей дошкольного возраста.
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность. Рисование.» для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Зданович Оксана Валерьевна. «Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Зиновьева Дарья Юрьевна, Ожигова Юлия Дмитриевна. Технологическая карта по рисованию в нетрадиционной технике (рисование манной крупой, мятой бумагой) в старшей группе. Тема: «Зимний лес»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) «Снежная полянка для зайчика»
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Шундрова Ольга Николаевна. Нетрадиционное рисование методом тычка в детском саду для детей 4-5 лет с нарушением зрения
  • Коткина Галина Сергеевна. Методическая разработка занятия по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов рисования «Чудесные превращения».
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Забоева Наталия Александровна. Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию. Рисование на тему: «Отгадай загадку» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Кизилова Ирина Александровна. Развитие графических навыков у детей 5-7 лет при использовании технологии «Рисование — линейная графика»
  • Будунова Анна Иннокентьевна. Рисование манкой – это очень интересно.
  • Портнова Ольга Ивановна Жарова Жанна Юрьевна. Схематическое рисование как метод интеграции изобразительного творчества и речевого развития
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе с использованием техники «рисование пальчиками» «Разноцветная радуга»
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Грушецкая Людмила Александровна. Конспект НОД детей в первой младшей группе по теме «Дождик на стекле» (рисование по мокрому листу)
  • Грушецкая Людмила Александровна. Конспект НОД детей в младшей группе по теме «Дымковская игрушка (рисование ватными палочками)»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь