«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». Роден.
Актуальность выбора темы
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Скачать конспект
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рисование с использованием нетрадиционной техники – это рисование направленное на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельно мыслить и получение неограниченных возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества. Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное – процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика.
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что такие исследователи как: Никитина А.В., Давыдова Г.Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Лыкова И.АКолдина Д. Н., Казакова Р. Г., Швайко Г. С. считают, что использование нетрадиционных техник рисования является средством развития в формировании изобразительного творчества детей.
Работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования.,
нетрадиционных техник рисования в изобразительно-художественной деятельности реализуется в системе организованной образовательной деятельности, самостоятельной продуктивной деятельности, проектной деятельности, в творческих конкурсах, в организации выставок детских рисунков.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Поставленная мной цель включает в себя решение задач:
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, принцип наглядности, принцип индивидуализации, связь обучения с жизнью.
В своей работе с детьми я использую следующие приемы и методы:
Эмоциональный настрой, художественное слово, педагогическая драматургия, пластика, театр, игра.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным, от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов,, от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Каждая из этих техник — это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Позднее учила рисовать детей ладошкой — дети оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают образ какого-либо животного или растения.
Детям очень нравится Пуантилизм — «писать точками» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров).
рисование ватной палочкой (пучком ватных палочек)
Рисование на ткани «Батик» — салфетки, платочки. При этом краска по ткани расплывается, смешивается друг с другом, образовывая интересные сочетания.
«Паспарту» — при помощи данной нетрадиционной техники рисования можно сделать быстро подарок, картину для интерьера в группе и т.п.
Со средней группы мы учились рисовать техникой «Монотипия предметная». В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.
«Монотипия ниткой» или ниткография – это интересная техника рисования нитями.
Кляксография обычная, с трубочкой, с ниткой — это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.
Рисование пеной для бритья – это нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок. Изображение на рисунках получается объемным.
Мраморирование бумаги — «плавающие чернильницы», этот старейший метод декорирования бумаги с помощью «плавающих» красок. Смешивание пены с красками для создания декоративных узоров.
Очень нравится детям рисование мыльными пузырями. Сначала дети создают разноцветную пену, затем прикладывают к ней листы и уже из получившегося изображения дорисовываю детали.
Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу.. Данная техника используется если в изображении нужна неясность, расплывчатость.
«Тычком жесткой полусухой кистью». Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.
Набрызг является достаточно сложной техникой. В данной технике используются одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.
Рисование отпечатками листьев. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
Интересна детям техника оттиск смятой бумагой, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам.
С удовольствием ребята освоили технику рисования оттиск поролоном и печатками из овощей. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции.
Интересна для детей дошкольного возраста техника рисования восковыми мелками (свеча) + акварель. Ребенок на белом листе рисует восковыми мелками или свечой, а затем закрашивает лист акварелью. При этом рисунок остается незакрашенным
Необычное начало работы, применение игровых приемов, сказочные образы, эффект неожиданности – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Проведение работы с использованием нетрадиционных техник рисования:
Развивает мелкую моторику рук;
Расширяет представления об окружающем мире;
Способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности;
Развивает усидчивость детей, цветовосприятие, эмоциональный фон;
Учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям;
Способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Использование нетрадиционной техники рисования позволило детям творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрести опыт эстетического восприятия. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, близкий лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
|