(Статья из опыта работы)
Салимова Луиза Назимовна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка»
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - В. А. Сухомлинский.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики у детей ОВЗ через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук у детей ОВЗ
- Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Развивать чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объемности.
- Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Актуальность темы:
Использование нетрадиционного рисования заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами — не нужны кисти и карандаши. Когда есть ладошки и пальчики, которые слушаются ребёнка гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом, преодолевая страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению техники рисования. Ребёнок, набираясь опыта в изодеятельности, учится быть оригинальным, учится использовать средства выразительности, учиться давать оценку своей и чужой деятельности, учиться проявлять инициативность, самостоятельность, развивает особенность, используя умения и способности в применении разных техник.
Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.
Используемые технологии:
- изучению нетрадиционных техник рисования
- составление перспективного плана в зависимости от диагноза
Направления:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Работа строиться на принципе: от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Ожидаемые результаты:
- овладение следующими техниками: тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном — нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок,
- отпечатки листьев; оттиск печатками из картофеля;
- рисование ватными палочками;
- овладение детьми более трудными методами и техниками: обводка плоских фигур: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку, формочки для приготовления печений или кексов и т д.;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная и предметная;
- печать по трафарету;
- рисование нитками;
- рисование солью, песком, манкой; батик (рисование по ткани);
- набрызг; кляксография обычная; пластилинография; граттаж.
Работа с родителями:
- индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки, мастер-классы, совместные проекты.
- выставки творческих работ детей, рекомендации родителям по наиболее понравившимся им техникам. выступление из опыта работы на конференциях, районных методических семинарах и различных мероприятиях, проводимых для педагогов внутри ДОУ.
Результативность опыта работы:
- применение в работе с детьми ОВЗ многообразных нетрадиционных художественных техник рисования
- применение на занятиях и в свободной деятельности разнообразных пальчиковых игр и упражнений.
За короткое время мы достигли следующих результатов:
- улучшилась мелкая моторика рук;
- повысился уровень развития зрительно — моторной координации, мышления, внимания, усидчивости;
- развивается фантазия и воображение;
- снизилась утомляемость и сохраняется высокая активность и работоспособность; улучшилась речь детей.
Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала. У меня появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем — то интересным и увлекательным.
Если нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
|