Автор: воспитатель высшей категории МБДОУ № 32 г. Таганрог Языкова Ирина Анатольевна.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество детей. Стремление передать образы природы в изобразительной деятельности приводит к углублению и уточнению знаний, представлений о природных объектах и явлениях, а так же обогащается содержание детского рисунка образами природы.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.
Не всегда дети могут увидеть красоту природы и тогда на помощь приходит педагог, для этого он сам должен уметь жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Творчество-это деятельность, в результате которой ребёнок создаёт образ новый, интересный. Поэтому при планировании творческих занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, музыкальные занятия.
В процессе рисования у детей совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Я много лет в детском саду веду кружковую работу по теме «Художественно-эстетическое воспитание». Проанализировала творчество детей сделала вывод, что не каждый ребёнок да и взрослый, умеет рисовать человека, животных, сложности возникают с изображением деревьев, и для этого я решила облегчить навыки рисования.
Поставила перед собой цель-это развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Познакомилась с методической литературой таких авторов: А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду», Н.А. Ветлугина «Воображение и творчество в детском саду», Л.С. Выготский «Изобразительная деятельность в детском саду» поставила перед собой следующие задачи:
- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
- развивать воображение и творческие способности детей.
- воспитывать аккуратность, терпение, бережное отношение ко всему живому.
Изучила виды техники изображения, а так же виды техники по возрастам. Был составлен перспективный план работы по каждой возрастной группе, а так же конспекты занятий для разного возраста. Собрала подборку творческих игр на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности, подобрала художественную (стихи, сказки, пословицы) о природе. Оформила наглядные пособия, была организована предметная среда.
Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё Я.
Ведь рисовать можно чем угодно, как угодно, где угодно! Благодаря разнообразным техникам нетрадиционного рисования, дети быстро достигают желаемого результата. С малышами мы рисовали пальчиками ( «Рябинка», «Красивое платье для куклы», «Платочек для бабушки», «Шары на нашей ёлочке» и д.р.) Мы окунали один пальчик, несколько, все. В какой восторг приходили дети, когда рисовали всей ладошкой. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. ( «Солнышко», «Красивые листочки», «Цветочек для мамы»). А ещё я рассказывала, что ладошки у детей волшебные и они могут творить чудеса. Какое же было удивление, и восторг когда дети видели конечный результат. Ребёнок любит быстро достигать результата в свое работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают ему.
Ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.
«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (В. А. Сухомлинский).
Нетрадиционные методы рисования — одно из средств выражения своего «Я». Для развития творчества детей старшего дошкольного возраста является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т.д.), знакомство ребят с нетрадиционными приёмами рисования. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.
Используем на занятиях по изобразительному искусству природные материалы, а для этого мы с ребятами собираем семена, скорлупки орехов, шишек, яичную скорлупу, цветы, листья, веточки и т.д., а так же бросовый материал. При этом дети уже запомнили, что нужно взять столько природного материала, сколько необходимо для занятия. Правильный подход к сбору природного материала воспитывает бережное отношение к природе, закладывает основы правильного природопользования.
Дети радуются, что у них получились печатка, штампик. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь, придумывая свою технику. Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакивание, набрызгом и т.д.). Создание, какой-то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента так же может вызвать у детей желание создать творческий образ.
В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень» «Поздняя осень», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик», «Белый снег пушистый в воздухе кружится», «Сирень». Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек; лепят рыбок, птиц, зверей. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Дети очень любят изображать бабочек, жуков, птиц, рыб, диких и домашних животных. Со старшими дошкольниками проводила такие занятия, как «Бабочка красавица», «Усатый полосатый», «Улитка» где были использованы техники рисования (монотипия, рисование щетиной, рисование ниточкой).
Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию.
Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, красный, синий, а есть многообразие оттенков). Чтобы получить новый оттенок мы с детьми много играли в «Чудесные превращения», «Волшебники», «Придумай сам» то есть экспериментировали. В своих рисунках дети используют эти оттенки. Мы привыкли, что рисовать дети должны на белой бумаге, но в своей работе я часто пользуюсь методом тонирования. Дети готовят себе заготовки разных тонов и помогают малышам.
Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения. (Так например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным). Создаём с детьми сюжеты «За окошком дождь», «Туман». Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и на второстепенные, подмечая выразительность очертания. Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые необходимо преподносить детям яркой, эмоциональной форме.
У старших дошкольников есть полюбившиеся нетрадиционные техники изображения: набрызг, рисование мыльными пузырями, граттаж, кляксография с помощью трубочек. Прежде чем приступить к работе, дети знакомятся с техникой безопасности.
В процессе своей работы исключительно важное значение, педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определённых знаний детям не так то и легко. Поэтому с помощью игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы.
Моя кружковая работа не оставила равнодушными и родителей. Мы вместе изготовили инструментарий, создавались совместные выставки рисунков, проводила для родителей консультации и беседы, занятия, дни открытых дверей по мастер-классу, анкетирование по вопросам художественного развития.
Каждый родитель знает такое правило: «Рисунок моего ребёнка –это шедевр!». Рисунки не должны подвергаться критике и на некоторое время они должны побыть дома на видном месте, а ещё поиграть: «Как красиво! Ты меня научишь так рисовать?» Дети будут выступать в роли воспитателя и тем самым смогут закрепить полученные знания и умения.
Работа проводилась и с педагогами детского сада в форме беседы, консультаций по развитию творческих способностей у детей и использование нетрадиционных техник рисования, мастер-класс. Дети участвовали в городских смотрах-конкурсах и занимали призовые места.
Опыт работы показал. Что владение нетрадиционной техникой изображение доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.
Таким образом. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Для практической работы использовала следующую литературу:
- Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
- О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». 4. Мэри Энн, Ф. Колл «Рисование красками».
- К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
|