«Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». И. Дистервег
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.
Я создаю условия, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием.
В этом мне помогают занятия с использованием нетрадиционных методов и приёмов изобразительной деятельности.
Скачать конспект
Предполагаемый результат нетрадиционных техник рисования:
- улучшение координации и точность движений рук и глаз ребенка
- улучшение мелкой моторики рук и пальцев;
- развитие речевой функции;
- развитие воображения, логического мышления, творческих способностей детей;
- активность и самостоятельность детей в изо деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- обогащение знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения
- стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования
- дает возможность экспериментировать;
- развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие
- способствует развитию зрительно моторной координации
- не утомляет дошкольников;
- развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой — «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашал очень много занимательных и интересных идей.
И при организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» я использую через игры и упражнения, следующие нетрадиционные техники изображения:
- Граттаж — суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, — в процарапывании.
Описание техники:
Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. — --- Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.
- Далее весь фон полностью затрём воском.
- Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.
- Затем покроем этой смесью парафиновый лист.
- А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.
Чем не гравюра!
- Монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.
Описание техники:
Данной техникой мы предлагаем заниматься детям со средней группы.
Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.
- Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.
- Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?
- Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Описание техники:
Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!
Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!
- Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования.
Описание техники:
Начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала).
Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.
- Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Описание техники:
Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.
- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю…, побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.
- А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. пусть встретятся.
А на что же похожи их следы?
- Набрызг – непростая техника.
Описание техники:
Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.
- Печать от руки – очень интересная техника.
Описание техники:
Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.
Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.
К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.
Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
Пластилинография – очень интересная техника
Описание техники:
Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для маленьких детей лучше подобрать более простые рисунки. Предлагаем детям раскрасить картинку пластилином. Тут и жгутики можно катать и расплющивать и т.д.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научаться видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!
Уважаемые родители и педагоги, пусть нетрадиционные техники рисования доставят радость вам и вашим детям. Желаю творческих успехов!
Используемая литература:
- Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006.
|