воспитатель Титаренко Нина Александровна ГБОУ ООШ № 4 г.о. Новокуйбышевск СП «Детский сад «Жар-птица»
Практически все дети любят рисовать. Наряду с речью, рисунок становится тем языком, который ребёнок осваивает и самостоятельно создаёт. Да, именно создаёт! Ведь главное условие творчества — это свобода. Рисование нетрадиционными способами вызывает у детей ещё больше интереса и позитивных эмоций.
Когда ребёнок рисует, то у него развивается фантазия, творческие способности, мышление, воображение, проявляется индивидуальность, а также развивается мелкая моторика. Дети изучают и закрепляют понятия о цвете, форме; знакомятся с различными материалами.
Побуждать пальцы работать — одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает у детей интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.
для детей младшего дошкольного возраста:
- рисование ладошкой
- печать поролоном
- рисование бумагой
- рисование ватными палочками
- печать пробками
- печать листьями
в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить уже более трудные методы и техники:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой)
- монотипия (предметная, пейзажная)
- восковые мелки + акварель
- рисование по мокрой бумаге
- свеча + акварель
- набрызг
- рисование песком
- рисование мыльными пузырями
- кляксография (нитью, выдувание трубочкой, рисование от пятна)
- печать по трафарету
- витраж
- граттаж (чёрно-белый, цветной)
-пластилинография.
Такие занятия способствуют снятию детских страхов, развивают уверенность в своих силах, учат детей свободно выражать свой замысел, а также работать с разнообразными материалами. На таких занятиях развивается мелкая моторика и творческие способности, воображение и фантазия, что особенно актуально для детей с общим недоразвитием речи.
Нетрадиционные техники рисования очень благоприятны для развития речи детей с ОНР. Когда такие дети работают с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами, то они не только совершенствуют сенсорно-двигательные упражнения, но и углубляют представления об окружающих предметах. Это способствует проявлению умственной и речевой активности, что очень важно для детей с ОНР.
Нетрадиционные техники рисования позволяют решать и коррекционно-воспитательные задачи. Такие, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все качества, которые слабо выражены у детей с ОНР.
На таких занятиях обогащается словарь детей, совершенствуется разговорная речь. Благодаря своей наглядности изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение.
Дети с различными речевыми нарушениями являются особой категорией и поэтому их изобразительная деятельность, конечно же отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с ОНР отмечается ослабленная память, рассеянность, нарушение тонких, дифференцированных движений пальцев. При рисовании могут не дорисовать какие-то детали, а также не умеют правильно держать карандаш, кисть, не регулируют силу нажима на карандаш. А так как у детей повышенная возбудимость нервной системы, то они не могут долгое время сидеть, им обязательно надо менять вид деятельности.
Для детей с ОНР важен сам процесс рисования, а не его результат.
Изобразительная деятельность детей с ОНР нуждается в целенаправленном развитии. Для этого надо работать с причиной, а не со следствием. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия. Часто дети создают свои рисунки по памяти, представлению, наблюдая во время прогулок, из чтения рассказов.
На занятиях изобразительной деятельностью чаще всего нужно обращать внимание детей на выразительность изображения. А задание должно строится так, чтобы ввести ребёнка в образную ситуацию.
Поэтому, несмотря на то как выполнил ребёнок работу, нужно оказать внимание результатам его стараний, усилий.
И так, мы можем сказать, что разнообразные техники рисования — это основное средство творческого развития ребёнка. Я уделяю большое внимание внедрению современных техник изобразительного творчества в воспитательно-образовательный процесс. Главное в процессе развития изобразительного творчества научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, учитывая процесс овладения детьми изобразительными навыками, а также способность самостоятельно их использовать. Овладев техниками, ребёнок имеет право выбора в рисовании того или иного предмета, сюжета, т.е он экспериментирует с материалами.
Нетрадиционные техники рисования помогают ребёнку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.
В своей работе я уже несколько лет использую нетрадиционные техники рисования. Мною разработана дополнительная программа «Акварелька» по развитию художественных способностей у детей 5-7 лет.
Дети не только показывают хорошие результаты в изобразительной деятельности, но и в речевой, благодаря моей работе.
|