Мурашова Л.М., воспитатель МБДОУ детский сад №42, г. Усолье-Сибирское
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Г.Н. Давыдова отмечает, что занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. В целом, в настоящее время большое внимание уделяется развитию изобразительного творчества, а многие программы включают в себя задачи по обучению детей нетрадиционным техникам рисования. Но, на практике же, многие воспитатели отказываются от использования данных техник, что происходит по нескольким причинам:
- недостаточная осведомленность педагогов различными техниками рисования;
- недостаточно развита художественно-эстетическая среда в ДОО;
- незаинтересованность педагогов в применении нетрадиционных техник, так как это требует большой подготовки и разработки различных приемов и методов обучения.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения. Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Скачать конспект
Современные исследователи, педагоги (Н. Н. Гусарова, Г.Н. Давыдова, Н.В. Дубровская, И.А. Лыкова, М.И. Нагибина, А.А. Фатеева и другие) представляют свой взгляд на некоторые изобразительные техники, предлагают методы и приемы активизации детского творчества, тематику детских работ. Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются.
Сегодня я хочу рассказать об очень интересной технике нетрадиционного рисования «Пуантилизм».
Как балерина на пуантах Танцует кисть по полотну Цвета, звучащие бельканто Совьют мелодию одну.
И мозаичная картина Вдруг соберется воедино.
Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать точками». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники. Современные художники также используют данную технику живописи, например, Ольга Шагина. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, короткими мазками и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками можно начинать с 1-й младшей группы, тем более что для них пока еще трудно рисовать кистью. А вот ватной палочкой удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это тоже труд для малыша, во время рисования ватными палочками тренируется координация движений, точность и аккуратность. В этом возрасте у ребенка должна сформироваться взаимосвязь «палочка-след-краска». На данном этапе будет просто интересен процесс рисования, который будет проявляться в виде тыканья на бумаге. С малышами на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко, снег или дождик. Детям в этом возрасте можно для рисования ватными палочками предлагать заготовки для декорирования в виде силуэтов кухонной утвари — кувшинов, чайников, разделочных досок, тарелочек, чайных чашек и т. д. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев. Пальчиковое рисование, как одна из техники пуантилизма, не только интересный, но и веселый рисовальный прием. Уже то, что контрастные по цвету точки, расположенные рядом, при удалении от них будут казаться единым по цвету пятном, вызывает неподдельный восторг у детей.
С детьми старшего дошкольного возраста можно более подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные — пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того, в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.
Работа по созданию рисунка состоит из следующих этапов:
- Создание или выбор будущей экспозиции.
- Окрашивание экспозиции цветными точками.
На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску. Также рисунок можно обвести фломастером. Заполняем точечными мазками весь рисунок. Чтобы точки получились аккуратными, держать палочку нужно вертикально. Точки можно ставить в любом порядке, можно в ряд, можно где захочется. Для создания объема с краю точки ватными палочками ставим часто, в центре-редко. Чем ближе точки стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка.
Можно воспользоваться не одной палочкой, а сразу «пучком палочек», взять несколько палочек и скрепити их между собой резинкой, сразу все палочки окунуть в краску и оставить отпечаток на листе бумаге. При помощи такой техники удобно рисовать различные деревья, цветы, облака, сугробы, салют, и большие площади для заполнения.
Рисование ватными палочками развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. При помощи рисования ватными палочками можно изучать цвета, времена года, цифры, буквы и все что угодно. И главное поддержать желание ребенка творить.
Выполнение рисунков в технике пуантилизм — это увлекательный, забавный и интересный процесс. В данной технике можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж. Это очень простой стиль живописи, который под силу даже тем, кто совсем не умеет рисовать. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд.
Список литературы
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. -63 с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с детьми дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. -80 с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: 2009. -344 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -80 с., 72 с.
- Казакова Р.Г., Сагайнова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В. Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Санкт-Петербург: САКО, 2016. -96 с.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. -208 с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. -96с.
|