Стародубова Анжелика Людовиковна. Из опыта работы: «Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования при знакомстве с пейзажной живописью»

Из опыта работы: «Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования при знакомстве с пейзажной живописью»

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Богатую почву для развития изобразительного творчества получают дети, знакомясь с пейзажной живописью.

Пейзаж – как жанр живописи.

 

Пейзаж — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности.

Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален. В зависимости от того, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж, сельский пейзаж, городской пейзаж, парковый пейзаж, архитектурный пейзаж, индустриальный пейзаж, космический или фантастический, исторический пейзаж.

По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанрам литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.

По манере и технике выполнения можно отметить пейзажи обобщенные — лаконичные; детализированные — подробные и декоративные

В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяю разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам дети учатся видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладевают умениями не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу.

На фоне музыки, поэтических строк дети смогли лучше разглядеть шедевры пейзажной лирики», воспринять и осмыслить их содержание. Встречу с произведениями изобразительного искусства – живописью начала с репродукций картин И.И. Шишкина и других – «Утро в сосновом бору», «3има», «Корабельная роща».

Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее — колорит (от лат. color) — гармоничная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет обладает основным, локальным цветом (без учета внешних влияний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому художник пишет не основным, а постоянно меняющимся цветом.. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года. Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, построенные на контрастах синего и оранжевого, красного, желтого; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки.

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, контрасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками.

Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.

Краски лета — сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными оттенками.

Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток. В утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном — контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания.

Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зеленые тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые.

Проводила беседы по содержанию пейзажных картин, рассматривались репродукции разных художников, изображающих одно и тоже дерево, например, березу (Б. М. Кустодиев «Березовая роща», К. Ф. Юон «Березы», И.И. Левитан «Березовая роща») Объясняла детям, что белоствольная березка – символ России, и не случайно столько художников, поэтов и композиторов посвящали ей свои произведения.

На занятиях по предметному рисованию дети учились рисовать деревья разных пород в разное время года – стройную березку, раскидистую иву, могучий дуб. Впечатления от картин известных художников не пропали даром, дети старались в своих рисунках передать «похожесть», нарисовать «как у художника».

Параллельно проводилась работа по наблюдению в природе. Наблюдения за природой проводила параллельно с рассматриванием пейзажа, обращая внимание детей на цвет природных объектов, например неба. Выясняла с детьми, что небо бывает разного цвета, это зависит от погоды, временем суток и освещения. Обращала внимание и на небо в произведениях живописи: «Что можно сказать о небе? Какое оно? хмурое, пасмурное, тревожное, радостное, безоблачное, светлое и т.д. Какие цвета помогли художнику создать настроение печали? Радости? А что бы изменилось в картине, если бы художники меняли краски? (Грустная картина стала бы радостной, и наоборот.) Так же как и небо, рассматривали с детьми траву, землю, снег (как в природе, так и в живописи): «Какого цвета снег?». Первый снег чистый, белый, пушистый; старый – слоистый, слежавшийся; его обдули ветры и подтачивали оттепели. Снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым, и даже разноцветным. Убедиться в этом помогали репродукции картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», И.Левитана «Март», «Лес», А.М. Гермашева «Лиловый снег», А.М. Васнецова «Зимний сон» и другие.

Познакомила детей с теплыми и холодными тонами, упражнялись в получении составных цветов разных оттенков путем смешивания.

Кроме того, несколько занятий было посвящено солнечному свету в картинах художников. Я объясняла детям, что художники, используя разные приемы, могут показать солнечный день без прорисовки самого солнца, но глядя на картину, мы сразу понимаем, что солнце на картине есть: оно в бликах, тенях, макушках деревьев, в отражении воды. Здесь для показа использовала картины И.И. Левитана «Солнечный день».

Рассказывала о том, что каждый художник, прежде чем написать картину масляными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Старалась показать на репродукциях художников, для чего художники используют линию горизонта — воображаемую линию, где, кажется, что земля соединяется с небом. Художник заранее продумывает, какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья он рисует крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя, а дальний лес кажется одним зеленым пятном, так как, нельзя разглядеть так далеко листья и даже стволы деревьев. Очень хорошо для этих целей использовать картины В.Д. Поленова «Золотая осень», И.И. Шишкина «Рожь», Дм. Левина «На опушке», И.И. Левитана «Лодки у берега», Е.Е. Волкова «В конце зимы».

Для того, чтобы развить ребёнка как творческую личность, добиться эмоционального раскрепощения и большей способности откликаться на красоту природы, особое внимание уделяется пейзажной живописи, глубокому знакомству детей с пейзажным рисованием нетрадиционными способами, например, на занятии «Осенняя листва» дети использовали прием рисования по сырому фону акварелью, когда краски размываясь, как бы вливаются друг в друга. Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения. Я включаю в учебный процесс самые необычные средства изображения коктейльные трубочки, парафиновую свечку, зубную щётку, ватную палочку, нитки, перья и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. И дети, с удовольствием отправляясь в путешествия, знакомятся с различными изобразительными техниками (например: монотипия, рисование набрызгом, трафарет, пальчиковая живопись, кляксография, выдувание, щетинная кисть. и т.д.). А так же узнают много нового, необычного. Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать.

Например, прием “абрис руки”, при котором ребёнок обводит ладонь и превращает её в какой либо образ или предмет. Использование нетрадиционной техники и разного изоматериала придает объем рисунку и необычность изображаемого объекта.

Интересно и таинственно выглядит детский рисунок, если сверху закрыть его одним слоем упаковочной сетки или плёнки. А затем прорисовать образ или предмет, то будет казаться, эффект витража или мозаики.

А как нарисовать пушистых зайчиков и медвежат, кошек и собак? Возьмите щетинную, сухую кисть, наберите гуашь прижмите её к нарисованному контуру тычком или мазком. Когда вы оторвете щетинную кисть от листа, то получится отпечаток: объемный, пушистый или колючий. Это же можно проделать губкой.

В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Но педагог может сделать кляксу обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно рассмотреть в них животных, насекомых, деревья, цветы, и т.д.

Знакомя с пейзажем, можно показать красоту природы рисуя деревья кулачком, ладошкой, разбрызгивая капли краски зубной щёткой, губкой, на мятой бумаге, на бархатной бумаге, сминая бумагу, скручивая её, смачивая бумагу водой.

Оказывается, бархатная бумага таит в себе огромные возможности для рисования. Рисунки на бархатной бумаге получаются объемные, переход одной краски в другую — без четких границ, более мягкий. Попробуйте нарисовать горы, и вы в этом убедитесь сами.

Какие незабываемые узоры и орнаменты получаются с помощью пробки. Из неё легко можно вырезать нужные детали. А гроздья спелой рябины... Их можно рисовать пальцами: раз, чуть ниже — еще раз, чуть ниже — еще. Теперь тонкой кисточкой дорисуем веточки, листочки и натюрморт готов.

Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то можно предложить им рисовать ватными палочками. Для этого ватную палочку достаточно опустить в краску и ударить кончиком палочки по листу сверху вниз. На листе останется четкий отпечаток. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, букет сирени, ягодки.

Разнообразные нетрадиционные способы рисования учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное “Я” через воплощение своих идей при создании необычных рисунков.

Используемая литература:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2007.
  2. Дьяченко И.Так ли важно рисование в жизни ребенкаДошкольное воспитание №8 2009.
  3. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
  4. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке Москва «Просвещение» 1985.
  5. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись Времена года Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003.
Просмотров: 410
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Попова Ольга Юрьевна. Конспект занятия «Зимний пейзаж» в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Скробан Любовь Николаевна. Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы с использованием ИКТ «Проказы Снежной королевы или как Василисы Премудрые помогали Осени краски вернуть»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Солдатова Раиса Михайловна. Конспект НОД 'Осенний пейзаж' для детей старшего дошкольного возраста
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь