Редактор. Можно ли развить чувство юмора?

Можно ли развить чувство юмора? Можно ли развить чувство юмора?

Давайте развивать в наших малышах чувство юмора – это сделает их жизнь более легкой, интересной и насыщенной.

Если что и дается человеку от природы, так это чувство юмора, и бесполезно пытаться его привить или, напротив, подавить, если такая странная охота может вообще прийти в голову. Между тем все мы знаем, что людям, обладающим этим удивительным качеством, на свете легче и интереснее жить. Чувство юмора спасает там, где бессильны упорство и воля. Оно – лучший советчик в безнадежных и тупиковых ситуациях. По большому счету чувство юмора – это способность относиться к жизни по-философски мудро. То есть следовать известной библейской заповеди, взятой потом на вооружение и психологами: быть настолько сильным, чтобы изменять то, что можешь изменить, стойким, чтобы не стараться изменить то, что изменить невозможно, и мудрым, чтобы отличать одно от другого. Попробуем позаботиться о развитии у малыша целительного чувства юмора.


Секретный пароль

Впервые ваш кроха улыбнулся вам месяца в два? Но эта умилительная гримаска означала лишь глубокое удовлетворение своим состоянием и давала понять, что молочко было вкусным, животик не болит, ничего не беспокоит, и вообще человечек чувствует себя замечательно. Психологи и педагога выделяют также улыбку узнавания. Она тоже появляется примерно в таком возрасте и пленяет родителей до слез. Как не умилиться, когда детка после внимательного изучения вашего лица вдруг счастливо улыбается: он впервые понял, что добрые, мягкие руки, теплое молочко и ваше лицо – это практически одно и то же. От маминой реакции зависит многое. Ваша радость при виде счастливой улыбки крохи говорит ему о том, что это – лучшее средство налаживания контакта с другим человеком. И малыш начинает использовать улыбку как секретный пароль, с которым он обращается к миру.

Увидеть смешное

Но смех и улыбка грудничка имеют мало отношения к тому, что мы привыкли называть чувством юмора. Правда, в младенческом смехе присутствует его главный компонент – радость жизни. Без нее нет чувства юмора, есть только ирония или едкий сарказм. “Чтобы засмеяться, смешное нужно суметь увидеть, – пишет исследователь природы комизма и смеха В. Пропп. Чтобы рассмотреть смешное, необходим жизненный опыт, пусть даже совсем крохотный. Смешное возникает из неожиданности, тогда, когда нарушается привычный ход событий. Даже трехмесячные крохи вполне способны на проявление такого чувства юмора. Например, их могут смешить длинные, непонятные слова (научные термины или иностранные названия), не свойственные для речи близких. Конечно, произойдет это только в том случае, если беседы взрослых для крошки – привычная и обязательная часть его жизни. Вот вам и первая подсказка: если хотите, чтобы чадо отличалось тонким чувством юмора, говорите с ним побольше обо всем на свете с самого раннего возраста. И всегда с радостью встречайте его улыбку.

Вот пример “юмористического” поведения полуторагодовалого малыша. Мама моет руки под рукомойником после работы на дачном участке. Сынок подходит, протягивает свои ручки: мол, тоже помой. Мама не соглашается: воды в рукомойнике мало, чтобы долить, надо идти за дом, а мама устала. Она говорит: “Не сейчас, ты пока еще слишком чистый”. Малыш убегает в дом и залезает чуть ли не с головой в тазик с золой, которую выгребли из печки. Выходит на крыльцо и демонстративно сокрушается, хлопая себя ручками по бокам: мол, какой я грязный, какой чумазый! При этом не забывает хитро посматривать на маму: что она будет делать? Маме ничего не остается, как засмеяться вместе с мальчиком и засунуть-таки его под струю воды. Конечно, усталая мама могла бы и рассердиться на сына, который заставил ее поступить так, как хотелось ему. Но в этом случае она по достоинству оценила изобретательность и чувство юмора малыша: не хотела умыть почти чистого – мой теперь с ног до головы чумазого. Вот и еще правило для родителей, которые хотят взлелеять в детях чувство юмора: цените шутки малыша даже в том случае, когда они добавляют вам хлопот.

Творцы и философы

Возраст двух-трех лет – период овладения речью и бурного развития детских творческих способностей. До пяти лет каждый ребенок – творец и мудрец. Взрослым остается только успевать записывать очередные перлы своих малолетних оракулов. В это время дети активно осваивают речь, язык, на котором говорят. И как правило, дело не обходится без словотворчества. Комический эффект новых слов, выдумываемых на ходу малышами, объясняется чаще всего тем, что его звучание слегка искажается, но суть сохраняется. И тогда появляются доги и их догини (потому что есть боги и богини); возилыцики вместо носильщиков (потому что на вокзалах носильщики давно пользуются специальными тележками); ступенечки вместо пенечков (потому что на них ступают), и так далее. И если трех-четырехлетние крошки острят еще почти случайно, то пяти-шес-тилетние дети отпускают шуточки вполне сознательно. Правило для родителей: обращайте внимание на шутки своего ребенка, непременно цените их даже в том случае, если они кажутся вам не вполне удачными. Поддерживайте игру в словотворчество.

Еще один способ, с помощью которого дошкольники с удовольствием запечатлевают смешное, подмеченное в жизни, – это подражание. В пять-шесть лет многие из них превращаются в замечательных артистов и пародистов. Они тонко подмечают особенности речи близких и знакомых, их походку или движения. Давайте возможность этим талантам проявиться. Правда, стоит позаботиться о том, чтобы свобода подобных проявлений ребенка не нарушала чье-то жизненное пространство. При удобном случае необходимо объяснить ребенку, что шутить таким образом можно с близкими друзьями и хорошими знакомыми. Но вряд ли стоит упражняться в искусстве копировать походку какой-нибудь важной дамы, к которой вы пожалуете с крохой по каким-то делам. Смех – прекрасное лекарство от капризов, раздражения и хандры. Одна мама играла со своими детьми в замечательную игру: она, ее дочка пяти лет и семилетний сын договорились, что в течение недели в критических ситуациях, то есть когда кто-то из детей капризничает или мама раздражается, другие постараются увидеть в происходящем что-то смешное. Выигрывал тот, кто “насобирал” больше всего “смешинок”. Вот пример детских находок: мама ушла с работы сердитая, в раздражении забрала из сада дочку, а дома сразу же начала отчитывать сына. В середине неприятного разговора мальчик обратил внимание на то, что мама говорит и одновременно в такт словам дирижирует веником, которым собиралась подметать пол. Ее поведение выглядело ужасно комично, и сын сообщил об этом всем присутствующим, а потом еще и изобразил по просьбе мамы, как все происходило. Пока все смеялись, мама успела подумать, что проступки детей – скорее всего плод ее раздраженного воображения, и конфликт был исчерпан. Ребенок, хотим мы того или нет, безошибочно считывает стиль поведения взрослых, в том числе и способы разрешения конфликтов. Умение видеть в ситуации прежде всего смешное, а потом уже все остальное часто позволяет снять лишнюю напряженность момента. Это совсем не значит, что конфликты в таком случае не требуют разрешения. Просто совместный смех дает возможность разрядить обстановку. В сущности, большинство наших претензий друг к другу – это “глупости и мелкие злодейства”. Юмор помогает отстраниться от ситуации ровно настолько, чтобы подойти к ней конструктивно и без лишних эмоций.

Чувства – это святое

А вот что ни в коем случае нельзя подвергать осмеянию, так это человеческие чувства.

Нельзя смеяться, когда ребенок говорит, что ему обидно, больно, тоскливо, грустно.

Нельзя смеяться, когда, например, шестилетний дошколенок рассказывает вам о своей влюбленности.
Нельзя стараться с помощью юмора и иронии обесценить его переживания. Иногда взрослые делают это, руководствуясь благими мотивами: отвлечь от переживаний, уменьшить боль. На самом деле такое поведение взрослых для ребенка выглядит как уход от его проблем, нежелание говорить с ним о том, что его волнует.

Нельзя высмеивать детей (как и взрослых), когда у них что-то не получается. Некоторые родители прибегают к такому приему, чтобы вызвать у ребенка желание совершить усилие. Это ложный путь, и эффект тут достигается за счет страха перед унизительными словами взрослого. И еще один важный момент: самая лучшая проверка чувства юмора человека – его способность смеяться даже не столько над другими (это дело не хитрое), сколько над собой. Это помогает нам в трудных и неприятных ситуациях. Тот, кто способен увидеть себя со стороны и улыбнуться, выходит из передряг с гораздо меньшими потерями, чем люди, слишком серьезно оносящиеся к своей персоне. Главное правило: относитесь с юмором к себе и своим недостаткам, тогда ребенок скорее всего переймет ваш стиль.

Просмотров: 874
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Редактор. ЧУВСТВО ЮМОРА
  • Главный Редактор. 1 апреля - История праздника Юмора и смеха
  • Татьяна Безручкина. Планирование одного рабочего дня по теме 'День юмора и смеха'
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Клок Антонина Александровна. Развлечение к Дню Матери «Только мама есть одна»
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Рогулина Нина Анатольевна. Сценарий развлечения по безопасности 'Чтобы не было беды — будь осторожен у воды'
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Кокуева Вера Вячеславовна. Конспект совместного с родителями праздника для детей с ЗПР «Мама, милая мама!»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Фролова Татьяна Валерьевна. Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе «У каждого есть мама»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Нефедова Елена Владимировна. Проект по противопожарной безопасности 'Чтобы не было беды'
  • Олохова Ирина Леонидовна. Экологический проект на тему «Экономим всё подряд, чтобы не было затрат» — презентация
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Рыжова Анастасия Владимировна. «Чтобы помнили…»
  • Прокофьева Татьяна Андреевна. Познавательно — творческий проект: «Мама» есть имя Бога на устах и в сердцах малышей.
  • Набиулина Эльмира Фаритовна. Проект «Чтобы помнили»
  • Жеребцова Ольга Александровна. Проект «Чтобы не болеть»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Зоя Сырова. Конспект занятия «Солнце как и мама лишь одно бывает»
  • Фриуи Ольга. Проект «Моя мама лучшая на свете»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь