Подготовила: старший воспитатель Набиулина Э.Ф. г. Когалым, 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Введение
Я не напрасно беспокоюсь, Что вдруг забудется война: Ведь эта память — наша совесть. Она, как сила, нам нужна!
Воронов Ю.П.
Великая Победа!!!
Без памяти о Великой Отечественной войне, немыслимы: ни достоинство России, ни гуманитаризация российского образования, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война — это духовный подвиг наших дедов, бабушек, отцов и матерей, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Скачать проект
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы. Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В., Парамонова Л.А. и др. в доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война — это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Актуальность проекта
В мае 2020 года исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Важную задачу, которую ставит современное общество в воспитании подрастающего поколения — это воспитание патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине.
Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – одно из важнейших событий в жизни России. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема
Время всё дальше и дальше отодвигает события Великой Отечественной войны, и все меньше и меньше, к сожалению, остается ветеранов. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о великом, героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте хранить ростки памяти о прадедах и их мужестве.
Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует обратить их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощь, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
В начале 2019 учебного года мы с детьми провели опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют совсем небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и её героях.
Цель:
Создание условий для воспитания в детях и их родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны.
Задачи:
для детей:
- Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники;
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на героические интонации произведений художественной литературы, изобразительного искусства, музыки;
- Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить почему он так называется и кого поздравляют в этот день;
- Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям родного города, вынесшим на своих плечах тяготы войны.
для педагогов:
- повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе патриотического воспитания детей средней группы, посредством ознакомления с героическим прошлым земляков;
- создавать условия для развития у детей творческого восприятия произведений художественной литературы, УНТ о войне;
- способствовать формированию у детей начальных представлений о героическом подвиге русского народа в годы ВОВ;
- стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения произведений художественной литературы, УНТ, изобразительного искусства, презентаций, мультипликационных фильмов, видеороликов с песнями о ВОВ;
- поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность;
- воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны, перенёсшим тяготы сурового времени.
для родителей:
- приобщать детей к историческому прошлому большой и малой Родины;
- способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений;
- оживить в памяти знания о героическом прошлом членов семьи, нашего народа;
- принимать активное участие в образовательной деятельности.
Гипотеза
Если с дошкольного возраста начинать патриотическое воспитание ребенка через цикл комплексных занятий, экскурсий и мероприятий, а так же проведение праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Сформированность начальных представлений о ВОВ.
- Проявление интереса к подвигу русского народа в годы ВОВ.
- Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге русского народа, празднике — День Победы.
- Развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности.
- Уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
Для педагогов:
- Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа.
- Созданные условия для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике – День Победы.
- Педагогическое и воспитательное воздействие на процесс развития игровых действий.
Для родителей:
- Осознанное отношение к приобщению детей к истокам героического прошлого наших прародителей.
- Систематизирование знаний о педагогическом и воспитательном воздействии применения информации о подвигах русского народа в годы ВОВ в общении с детьми.
- Активное участие в проектной деятельности.
Целевая аудитория
В реализации проекта участвуют педагоги детского сада, дети дошкольного возраста (5-7 лет), родители, участники ВОВ и труженики тыла.
Информационная карта проекта
Образовательная организация:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик».
Адрес:
г. Когалым, ул. Мира, 20.
Руководитель проекта:
старший воспитатель
Творческая группа:
музыкальный руководитель;
педагог-психолог;
учитель-логопед;
инструктор по физической культуры;
воспитатели, дети и родители подготовительных к школе групп
Тип проекта:
Долгосрочный (октябрь 2019г. – май 2020г.)
- информационно-практико- ориентированный
Принципы
Принцип наглядности: изготовление игр и пособий; просмотр мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций;
Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений;
Принцип гуманизации: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, ориентация на общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному городу, к Отечеству;
Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, с советом ветеранов труда города Когалыма, с музейно-выставочным центром, сочетание разных видов деятельности;
Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
Организация работы над проектом:
Деятельность педагогов
- сбор информации о хронологических событиях Великой Отечественной войны.
- проведение тематических ООД, организация выставок.
- отражение данной тематики при составлении тематического планирования.
- чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
- встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
- слушание песен военно-патриотической тематики.
- тематическое содержание книжного уголка.
- подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти» …
- рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
- прослушивание музыкальных произведений: марши — Д.Кабалевский «Марш» (детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Свиридов «Военный марш», В.Агапкин «Прощание славянки».
Деятельность детей.
- участие в конкурсах, досугах, развлечениях, беседах;
- самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке;
- заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям;
- участие в сюжетно-ролевых, творческих, театрализованных играх на военную тематику.
Деятельность родителей.
- участие в мероприятиях, организуемых в группе (тематические ООД, досуги, экскурсии (библиотека, музей, «Парк Победы»);
- изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление военной техники;
- подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- оформление уголка «Боевой славы»;
- дидактические игры с патриотическим содержанием;
- подборка наглядно – дидактического материала о Великой Отечественной войне;
- подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов;
- подборка песен военных лет.
- подборка материалов для продуктивной деятельности детей;
- подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-технические ресурсы:
- компьютер;
- мультимедийный комплекс
Учебно-методические ресурсы:
- библиотека;
- игротека;
- аудиотека;
- фонотека.
Перспективы распространения проекта.
Данный проект может быть реализован на уровне любого общеобразовательного учреждения, а так же учреждения дополнительного образования, так как его создание не требует больших дополнительных материальных затрат с учетом созданной материально-технической базы образовательных учреждений города. Так же может быть организовано сотрудничество по созданию специализированных модулей в отдельных образовательных учреждениях, с учетом имеющихся в них материальных и кадровых ресурсов.
Используемая литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и
дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
- Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
- Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №3, 2010г.
- Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
|