Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему: «Космический пейзаж» в старшей группе
Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552
Город Москва
Капитанская Елена Александровна
Цель:
- создать условия для развития чувства цвета и композиции.
- создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и масляной пастелью
- формировать умение изображать части Солнечной системы
- формировать умение практически выполнить рисунок, получая разные оттенки смешиванием красок
- продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, чувство композиции.
Материалы:
Листы бумаги А4; акварельные краски, кисти, баночки с водой; масляная пастель; салфетки матерчатые, иллюстрации о космосе, солнечной системе;
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть
Дети стоят около педагога и рассматривают картинки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами на прогулке наблюдали за небом. Каким оно вам запомнилось? (Ответы детей)
- Правильно, ребята, небо бывает яркое, голубое – в солнечный день, серое – в пасмурный, оранжево – розовое на закате.
- Может ли небо быть фиолетовым, черным? (Ответы детей)
- Когда? (Ответы детей).
- Конечно, ночью небо становится темно-синим, загорается тысячами звезд. (Показ иллюстраций с изображением звёздного неба). Так выглядит ночное небо, если смотреть на него с земли.
- Наша планета Земля находится в бескрайнем космическом пространстве. В нём множество других планет, миллиарды звёзд, колоссальные массы мелких камней, пыли, газов. И всё это называется Вселенной. И сейчас я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашей Вселенной. Давайте, пофантазируем, представим, что мы с вами поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу. Как теперь будет выглядеть небо? (Ответы детей)
- То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь (показ иллюстраций).
- Это наша галактика – она называется Млечный путь. Часть Млечного пути – наша Солнечная система, в состав которой входят 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца (показ иллюстрации с изображением Солнечной системы). Педагог предлагает детям назвать каждую планету.
Воспитатель:
- Посмотрите, дети, как выглядит наша солнечная система. Какая планета находится ближе всех к Солнцу? (Меркурий). Эта планета напоминает горную страну. На её поверхности много кратеров от столкновений с метеоритами. Люди не могут подлететь к Меркурию, так как он расположен очень близко к Солнцу. Поверхность планеты изучают автоматические межпланетные станции и космические зонды, которые запускают с земли (показ иллюстраций). Какую планету иногда называют «сестрой Земли»? (Ответы детей). Да, это Венера. По размерам она напоминает Землю. На Венере постоянно бушуют грозы и бури. На этой планете есть атмосфера, но это углекислый газ, человек дышать им не может (показ иллюстрации).
Воспитатель:
- Какие планеты вы еще знаете? (Ответы детей.). По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необычного, если вы в иллюминаторе увидите зеленую планету – это Уран, красную – это Марс; вокруг Сатурна обязательно будут кольца, они состоят изо льда и камней. А самая маленькая планета – это Плутон.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением планеты Земля.
Воспитатель:
- А что это за шар голубого цвета? (Земля). Правильно, это наша любимая планета — Земля. Как интересно выглядит она со стороны! Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин) Как обычно одеты космонавты? (в скафандры). По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необыкновенного.
2. Практическая часть.
Воспитатель:
- Планеты — наши соседи. Луна — спутник нашей планеты Земли, ее мы можем наблюдать ясной ночью и без телескопа. Звезды гораздо больше планет, самая близкая к нам звезда — Солнце. Без нее на Земле не было бы жизни, поэтому люди так неуютно чувствуют себя, если долго не видят солнца. А эту планету узнает каждый землянин, потому что она — его дом! Так выглядит наша планета Земля из космоса. Какая она? (Ответы детей)
- Вы меня порадовали своими знаниями о космосе. А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие, материалы у вас разные – это мелки масляной пастели и акварельные краски.
- Мелками масляной пастели вы будете рисовать планеты, спутники, можно нарисовать космическую ракету и космонавта в открытом космосе. У каждого получится свой космический пейзаж.
- Когда вы закончите рисовать пастелью, приступите к закрашиванию воздушного пространства акварельными красками.
- Какими цветами вы будете изображать воздушное пространство? (Ответы детей)
- Как мы с вами можем получить фиолетовый цвет? (Ответы детей)
- Правильно, смешаем на палитре синюю и красную краски.
- А как получить голубой цвет? (Ответы детей)
- Да, действительно необходимо смешать синюю краску и белую.
Динамическая пауза «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают) Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны) Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Воспитатель:
- Приступаем к выполнению задания.
3. Заключительная часть
Проводится анализ готовых работ.
Воспитатель:
- Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это сделали вы ребята?! С помощью, какой техники вы создавали свои работы? (Ответы детей)
- Молодцы ребята!
|