Интегрированное занятие (познание + коммуникация + художественное творчество) в старшей группе
Цель:
- систематизировать представления детей об условиях жизни на Земле
- активизировать знания о том, что в разных местах Земли условия разные, но несмотря на это человек растения и животные приспособились жить почти везде
- воспитывать чувство гордости за свою планету, желание беречь её
- побудить детей к к выражению добрых намерений в рисунке
Предварительная работа: прочитать рассказы о Земле, о природных зонах.
Материалы: глобус, картина Земли в космическом пространстве, 2 куклы, одетые как инопланетяне, коробка с маленькими бумажными звёздочками; материал для изобразительной деятельности: клей-карандаш, бумага для рисования размером 6х10 и разного цветового фона, ватман.
Ход занятия
Воспитатель сообщает о том, что скоро — 22 апреля — люди всего земного шара будут отмечать День Земли. Все, кто живёт на планете, должны любить её, заботиться о ней.
Воспитатель читает стихотворение:
Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля.
Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог.
И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей.
В это время раздаётся стук в дверь. Кто-то оставил телеграмму под дверью: «Неизвестные существа прилетели на НЛО. Они скоро посетят ваш детский сад и хотят, чтобы ребята рассказали им о своей планете Земля».
Воспитатель, познакомив ребят с телеграммой, предлагает им подумать о том, что они будут рассказывать пришельцам о нашей планете. А сам тем временем идёт встречать гостей – инопланетян.
Воспитатель приносит с собой двух кукол, одетых как пришельцы с других планет. Они приносят с собой коробку с маленькими звёздочками.
Гости рассказывают, что они с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому они решили переселиться на другую планету. На Юпитере тоже слишком холодно, а на Венере и Меркурии очень жарко.
Воспитатель просит детей рассказать инопланетянам, какие условия для жизни на Земле. Дети рассказывают о том, что наша планета уникальная. Это единственная планета в Солнечной системе, где есть жизнь. На планете
Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух — можно дышать, есть пресная вода — можно пить, есть чем питаться.
Физкультминутка:
Мы — земляне, мы — земляне, Прилетели на Туами Влево, вправо, повернёмся И друг другу улыбнёмся,
Шлемофоны мы поправим Дружно сядем, вместе встанем И покружимся скорей Нет ребят, чем мы дружней.
Воспитатель ставит глобус, расставляет картины с изображением природных зон. Задаёт следующие вопросы (каждый раз соотнося место на глобусе с картиной)
- Есть ли на земле воздух (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли — атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания (растениям, животным и человеку). Педагог предлагает детям показать инопланетянам, как они дышат.
- Есть ли на Земле вода? Где она находится (Дети показывают на глобусе океаны, реки и озёра) Кому нужна вода для жизни? Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня, Как там живется (трудно). В каких местах есть пресная вода (в реках, в озёрах). А в каких местах нашей планеты много воды (в океанах и морях- показ на глобусе). Она пригодна для питья (Нет) Почему (Она горько-солёная).
- Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно (показ детьми на глобусе полярных зон: Арктика и Антарктика) Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде?
В каких местах очень жарко (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно (степи, лесостепи, леса). Дети рассказывают куклам, как они одеваются в холод и в жару.
Воспитатель коротко подводит итог: «Дорогие пришельцы! Земля — единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. Оставайтесь с нами, и вы также полюбите её, как и все мы, земляне.»
Воспитатель ставит на небольшой столик глобус. Дети вместе с куклами-инопланетянами образуют круг вокруг глобуса.
Воспитатель напоминает детям, что скоро день рождения планеты Земля. Просит нарисовать рисунки о Земле.
Дети садятся. Воспитатель показывает детям картину с изображением контура Земли. Поясняет, что в кругу разместятся их рисунки- с изображением того, что дети хотели бы видеть на Земле (цветы, грибы, деревья, травы, ягоды, птицы, бабочки и т. д.).
Дети приступают к выполнению рисунков.
Воспитатель вместе с инопланетянами ходит, уточняет, что дети рисуют, помогает им.
Затем воспитатель с детьми наклеивает рисунки на ватман. Инопланетяне награждают детей небесными звёздочками. Плакат вывешивают в раздевалке в День Земли на обозрение родителей.
Воспитатель спрашивает детей, а что нужно делать для того чтобы наша Земля была такой красивой? Как ее сберечь?
Использованная литература:
- Вахрушев, Акимова, Кочемасова: Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников.
- Большая энциклопедия для любознательных
- Майкл Аллаби. Иллюстрированный атлас. Земля
- Стивен и Люси Хокинг, Кристоф Гальфар. Джордж и тайны вселенной.
- Знакомство с Солнечной системой. Изучаем Землю и другие планеты. Для детей 5-6 лет.
|