Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ОНР Тема: "Планета Земля"
Цель: сформировать социально-коммуникативные навыки у старших дошкольников с ОНР
Задачи:
ОО "Речевое развитие":
- уточнить и активизировать в речи номинативный, адъективный, предикативный словарь;
- практиковать использование в речи форм Р.П., В.П., П.П. существительных;
- формировать умение выделять в речи родственные слова.
Скачать: Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ОНР Тема: "Планета Земля" (полный конспект)
ОО "Социально-коммуникативное развитие":
- формировать умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- формировать умение получать необходимую информацию в общении.
ОО «Познавательное развитие":
- уточнить и расширить представления о Земле как о планете солнечной системы.
ОО " Художественно-эстетическое развитие":
- развивать интонационно-выразительные качества речи.
Методы и приемы:
Практические: конструирование ракеты из мягкого конструктора. игра с предметными картинками "Планеты солнечной системы", исполнение песни "Что такое время года?", создание открытки для инопланетян, действия детей с фотоаппаратом и планшетом.
Наглядные: наблюдение, просмотр картинок.
Словесные: интервью, беседа, рассказ.
Материалы и оборудование: видеокамера, микрофон, фотоаппарат, колонки, синтезатор, планшет, ноутбук, мобильный телефон, мягкий конструктор, 2 кирпича из картона, образец ракеты на подставке, 4 орбиты планет солнечной системы", макет "Планеты солнечной системы", сюжетные картинки "Времена года" на магнитах, кварцевый песок, предметные картинки "звезды, солнце, Венера, Земля, Марс", бейждики по количеству детей с контурными изображения фотоаппарата, микрофона, бейджики с изображениями капитана ракеты и помощника капитана, ватман с изображением планеты Земля, контурными рисунками, 2 мольберта, маркеры зеленого, синего, желтого, коричневого, серого цвета, стулья по количеству детей, магниты, 4 стола, пакет бумажный, контейнер под бейджики, стакан для маркеров, кисточка.
Лингвистический материал: балласт, Земля, Марс, Венера, Солнце, звезды, солнечный, звездное, зима, весна, лето, осень, удивительная, загадочная, интересная, огромная, большая, необычная, разная, обитаемая, гора, река, лес, поле.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Организованная ходьба детей по группе.
Коммуникативная Интервью, беседа, объяснение значения слов.
Познавательно-исследовательская Наблюдение, решение проблемных задач, объяснение значения слов.
Продуктивная Конструирование ракеты из мягкого конструктора, рисование открытки, прослушивание аудиосообщения, фотосъемка.
Игровая Сюжетно-ролевая игра: создание видеоролика для детей инопланетян о планете Земля.
Музыкально-художественная Пение.
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент
Логопед:
Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Поприветствуйте гостей.
Дети: Здравствуйте.
Логопед:
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть.
- Коррекционное задание. Введение в тему, создание проблемной ситуации
Логопед:
Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло голосовое сообщение, послушайте:
Дети-земляне, помогите! О планете Земля нам расскажите! На нашей планете случилась беда, Планируем переселиться мы к вам навсегда!
Локо и Були.
Логопед:
Инопланетяне Локо и Були живут далеко от нашей планеты. Локо и Були просят вас рассказать о планете Земля. Подумайте, как нам показать нашу планету и рассказать Локо и Були о Земле. Что для этого нужно? Какие технические средства нам помогут?
Дети: фотоаппарат, микрофон, видеокамера.
(дети называют технические средства, логопед достает из мешочка фотоаппарат и микрофон).
Логопед:
Я предлагаю отправиться в космос, снять для Локо и Були видеоролик "Планета Земля". Нам нужно распределить роли. Я буду журналистом, потому что мне нравится брать интервью. Кто еще будет журналистом? Почему ты будешь журналистом?
Дети: Я буду журналистом, потому что...
Логопед: Кто будет фотокорреспондентом? Почему ты будешь фотокорреспондентом?
Дети: Я буду фотокорреспондентом, потому что...
(логопед прикрепляет на одежду детям бейджики с картинками микрофона, фотоаппарата)
Логопед: А видеооператор у нас.... (видеооператор взрослый, снимает занятие)
Какой вид транспорта нам понадобится для полета? Сконструируйте ракету из мягкого конструктора по схеме. Посмотрите на схему и приступайте к работе.
(на ракету положить 2 кирпича).
Логопед:
Ракета готова. Надо выбрать капитана ракеты:
Один, два, три- Капитаном будешь ты! Узнаем, кто помощник капитана ракеты: Один, два, три-
Помощником капитана будешь ты!
Капитан ракеты, повторяй и запоминай слова полета:
Один, два, три -
Ракета, лети!
(логопед прикрепляет бейджики капитану и помощнику капитана)
- Коррекционное задание. Формировать умение выделять в речи родственные слова
Логопед:
Ребята, что-то произошло, ракета не может взлететь. Послушайте сообщение из космического центра: "Освободите ракету от балласта".
Логопед:
Ребята, знаете, что такое балласт?
(дети отвечают)
Логопед:
Балласт — это тяжелый груз, который мешает ракете взлететь. Посмотрите на ракету, подумайте. что нашей ракете мешает взлететь?
Дети: Ракете мешают тяжелые кирпичи.
Логопед: Сколько кирпичей на нашей ракете?
Дети: Два кирпича.
Логопед: Сколько кирпичей надо сбросить?
Дети: Два
Логопед:
Выполните 2 задания. Освободите ракету от лишнего груза.
Послушайте внимательно, скажите, какое слово не подходит?
- космос, косматый, космонавт, космический
Капитан ракеты, выбирай, кто уберет кирпич с ракеты. Командуй...., убери кирпич с ракеты.
- солнце, сон, солнечный, солнышко
- ..., командуй...., убери кирпич с ракеты.
Логопед:
Молодцы! Освободили ракету от лишнего груза. Теперь ракета к полету готова. Капитан ракеты, говори слова полета:
Один, два, три -
Ракета, лети!
- Коррекционное задание. Активизировать номинативный словарь, употреблять форму В.П. существительных, уточнить значение слова "планетарий", развивать умение отвечать на вопрос
Логопед:
Мы в космическом пространстве. Посмотрите на планеты. Я вижу Меркурий.
(логопед берет в руки микрофон)
- ..., а какую планету видишь ты?
- .., возьми микрофон, узнай у ребят, какие планеты видят они?
Ребенок: Аня, какую планету видишь ты? и т.д.
Логопед:
Ребята, займите места в ракете, садитесь.
Расскажите Локо и Були про планету Земля, заполните орбиты ближайшими к Земле планетами.
(логопед берет микрофон задает детям вопросы; один ребенок отвечает, другой располагает на орбите предметные картинки)
Логопед:
- ..., вокруг какой звезды Земля вращается?
Ребенок: Вокруг Солнце.
Логопед:
- ..., возьми картинку, расположи Солнце на орбите.
(перед детьми плакат с орбитами с орбитами солнечной системы; дети отвечают на вопросы, логопед предлагает предметные картинки)
Логопед:
- ..., ты знаешь, которая по счету от Солнца наша планета Земля?
Ребенок: Третья
Логопед:
- ..., покажи Локо и Були Землю на орбите.
Логопед:
Ребята, познакомьте наших друзей-инопланетян с ближайшими к Земле планетами.
- ...., которая по счету от Солнца Венера?
Ребенок: Вторая
Логопед:
- ...., расположи Венеру на космической орбите.
- ...., которая по счету от Солнца Марс?
Ребенок: Четвертая
Логопед:
- ...., покажи на космической орбите Марс.
- ...., возьми фотоаппарат, сфотографируй нашу планету Земля на космической орбите для Локо и Були.
Помощник капитана ракеты, повторяй: "Локо и Були, вот какая наша Земля"...., запомни! С этими словами ты будешь обращаться к инопланетянам.
Логопед:
Локо и Були, а мы — земляне можем получить много полезной и интересной информации о космосе, звездах и планетах еще и в купольном театре. Ребята, что, как называется купольный театр?
Дети: Планетарий.
Логопед: Ребята, попросите Локо и Були запомнить слово "планетарий"
Дети: Локо и Були, запомните слово "планетарий"
- Коррекционное задание. Учить слушать собеседника, практически образовывать относительные прилагательные
Логопед:
Летим дальше, продолжаем наше космическое путешествие.
Капитан ракеты, говори слова полета:
Один, два, три - Ракета, лети! Ребята, знаете, что это? Дети: Нет
(на столе предметные картинки с изображением звездного неба и солнца закрыты кварцевым песком)
Это космическая пыль. Космическая пыль закрыла картинки.
Подумайте, как нам убрать космическую пыль и рассказать инопланетянам про звезды?
Дети: Подуть, смахнуть.
Логопед: Кто знает космические загадки?
- .... и...., загадайте нам загадки.
Дети:
Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: -Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать — Луна, А дочурки —... (Звезды) Утром выглянем в оконце - Нам навстречу светит... (Солнце)
Логопед:
А теперь уберите космическую пыль с картинок кисточкой....., убери пыль, открой картинки.
Поблагодарите.... и.... за то, что помогли открыть картинки.
Дети:.... и...., спасибо!
Логопед:
Если ночью на небе звезды, небо какое на Земле?
Дети: Звездное
Логопед:
Если днем светит солнце, день какой на Земле?
Дети: Солнечный
Логопед:..., возьми фотоаппарат, сделай фотографии солнца и звезд для Локо и Були.
Помощник капитана ракеты, обращайся к Локо и Були.
Ребенок: Локо и Були, вот какая наша Земля!
- Коррекционное задание. Развивать интонационно-выразительные качества речи, использовать в речи П.П. формы существительных, расширять адъективный словарь, согласовывать прилагательные с существительными
Логопед:
Летим дальше. Капитан ракеты, говори слова полета:
Один, два, три-
Ракета, лети!
Послушайте музыку. Подумайте, о чем еще можно рассказать Локо и Були?
Дети: Можем спеть песню про времена года.
Логопед:
Обратитесь к Локо и Були, скажите: "Локо и Були, слушайте песню, запоминайте времена года!"
Дети:
Что такое время года? Как меняется природа? Начинает год зима, За зимой идет весна!
Что такое время года? Как меняется природа? Потом лето к нам идет И тепло нам всем несет.
Что такое время года? Как меняется природа? Осыпается листва- Значит осень к нам пришла.
Осень уходила- Вновь зиму пригласила.
Логопед:
Локо и Були, запомнили времена года на Земле? А теперь ребята будут играть, а вы у себя дома играйте вместе с нами.
(логопед берет интервью, а затем играет ребенок)
- ..., возьми микрофон, узнай, весна, а что потом?
- ... расставляй картинки с временами года по порядку, начиная с зимы.
Ребенок:
Весна, а что потом? Лето, а что потом? Осень, а что потом?
Логопед:
- ..., бери фотоаппарат, сделай фотографии времен года для инопланетян.
Ребята, мы рассказали Локо и Були о чем?
(о зиме, о весне, о лете, об осени)
Помощник капитана ракеты, обращайся к Локо и Були.
Ребенок: Локо и Були, вот какая наша Земля!
Логопед:
Ребята, а какая наша Земля? Расскажите Локо и Були.
Дети: Удивительная, загадочная, интересная, большая, огромная, необычная, разная, обитаемая.
- Коррекционное задание. Формировать умение вести простой диалог со взрослыми
Логопед:
Летим дальше. Капитан ракеты, говори слова полета:
Один, два, три- Ракета, лети! Пилоты в космической ракете На Землю смотрят с высоты!
Еще никто, никто на свете Такой не видел красоты!
- .., бери микрофон, спроси у гостей на Земле много чего?
- ..., поблагодари гостей за интервью.
Ребенок: Спасибо за интервью.
Логопед:
- .., возьми фотоаппарат, сфотографируй наших гостей. Пусть Локо и Були увидят, какие люди живут на планете Земля.
Мы наше интервью и фотографии отправим Локо и Були.
Помощник капитана ракеты, обращайся к нашим друзьям.
Ребенок: Локо и Були, вот какая наша Земля!
- Коррекционное задание. Практиковать использование в речи форм множественного числа Р.П. существительных, развивать графомоторные навыки, умение работать в коллективе
Логопед:
Ребята, наше космическое путешествие заканчивается, возвращаемся в детский сад. Капитан ракеты, говори:
Один. два, три -
Ракета в детский сад лети!
Ребята, занимайте места за столом. Посмотрите нам прислали открытку из космического центра. Какая планета нарисована на открытке? На Земле много чего?
Дети: гор, рек, полей, лесов.
(на ватмане в центре картинка с изображением Земли, по разным сторонам от Земли контурные изображения — горы, река, лес, поля).
Логопед:
Возьмите маркеры и раскрасьте картинки.
- .., сфотографируй открытку для Локо и Були.
Видеоролик "Планета Земля", открытка и фотографии для друзей Локо и Були готовы.
Помощник капитана ракеты, обращайся к нашим друзьям.
Ребенок: Локо и Були, вот какая наша Земля!
3. Итог.
Предлагаю Вам видеоролик, открытку и фотографии отправить Локо и Були через интернет.
(на столе лежит планшет)
- .., отправляй электронное письмо нашим друзьям.
Теперь дети Локо и Були услышат рассказы о планете Земля, увидят открытку и посмотрят наши фотографии.
Ребята, чему Вы научились в космическом путешествии? Какие слова могут описать нашу планету?
Всем спасибо. Занятие окончено.
|