ОО «Художественно – эстетическое развитие» /Рисование/
Воспитатель: Зайкова К.А. г. Ейск, 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска МО Ейский район
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой.
Программные задачи:
- Совершенствовать навыки рисования зимнего дерева, используя нетрадиционную технику изображения;
- Развивать фантазию и умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимнего дерева средствами рисунка (цвет, форма);
- Развивать наблюдательность, воображение, способность видеть красоту и разнообразие зимней природы;
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и желание передать свое отношение средствами изобразительного искусства;
- Воспитывать самостоятельность, активность и аккуратность в работе.
- Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.
Методы и приемы:
Словесные: вводная беседа, решение проблемной ситуации, загадка о зиме, стихотворение И. Сурикова «Зима», стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…», вопросы к детям, пояснения, актуализация раннее полученных знаний;
Наглядные: рассматривание иллюстраций пейзажистов, показ;
Практические: практическая деятельность детей;
Игровые: игровой персонаж «Матушка Зима», физминутка «Зимний лес».
Материал и оборудование: письмо – снежинка, листы тонированной бумаги, гуашь, палитра для «макания комочков» бумаги, кисти, баночки с водой, тряпочки; два мольберта, магниты, макет дерева, снежинки большого и маленького размера; аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года».
Предшествующая работа: наблюдение за снегопадом, сезонными изменениями в природе, беседа о зиме; чтение художественных произведений: В. Бианки «Синичкин календарь», С. Есенин «Белая береза», поговорок о зиме; пение песен о зиме и слушание музыки; рассматривание репродукций по теме «Зима», прослушивание музыкальных произведений (П. И. Чайковский «Времена года»).
Ход НОД
1. Мотивация: введение в ситуацию:
Дети, взявшись за руки парами входят в групповое помещение.
Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и грустно от того, что за окном – зима. А в нашем детском саду весело и светло от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло на душе. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. А они, в свою очередь, подарят нам свои улыбки. А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Молодцы!
Показываю детям письмо — сюрприз. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
2. Актуализация опыта участников деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу залетела снежинка-письмо. Не простое письмо, а с загадкой. Вот послушайте и догадайтесь от кого же оно?:
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Ответы детей)
- Правильно. А как вы поняли, что это зима? (Предполагаемые ответы детей – снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет).
«Дорогие мои маленькие друзья-художники. Мне нужна ваша помощь. У меня очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли, засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. В моем зимнем царстве так много лесов, что я не успеваю накрыть их снегом. Помогите мне, пожалуйста, украсить деревья. Матушка Зима».
3. Затруднение в ситуации:
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Сможем помочь зиме? (Ответы детей).
- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!
4. Открытие детьми нового знания (способа действий):
Воспитатель: Давайте подумаем, что любит Зима? (Предполагаемые ответы детей — снег, холод, снежинки)
- Скажите, как называется такое явление природы, когда идет снег? (Предполагаемые ответы детей — снегопад).
- А как называется такое явление природы, когда идет снег и дует ветер? — (Предполагаемые ответы детей — метель).
- А что такое сугробы? (Предполагаемые ответы детей — сугробы – это много, много снега, который намела метель).
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Ответы детей).
- Кто мне ответит, какой сейчас месяц зимы? (Ответы детей).
- Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы (Предполагаемые ответы детей — холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску).
Воспитатель: За зимнюю красоту люди придумали ей ласковые названия: «Зимушка — зима», «Гостья — зима», «Зима-волшебница».
Воспитатель: Ребята, я вижу, вы очень хотите помочь зиме. Проходите, присаживайтесь на стулья (воспитатель дает установку правильной посадки на стульчиках, поставленных полукругом).
Воспитатель: Зимушка – зима каждого человека очаровывает своей красотой. Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Послушайте отрывок стихотворения, какими замечательными словами говорит о зиме русский поэт Иван Захарович Суриков:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Воспитатель: Художники нарисовали много картин о зиме, зимние пейзажи. Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж? (Предполагаемые ответы детей: картина, на которой изображена природа). А кто такой пейзажист? (Предполагаемые ответы детей: пейзажист – это художник, который рисует пейзажи).
Воспитатель: Посмотрите пейзажи, которые нарисовали известные пейзажисты. (Воспитатель показывает слайды).
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? А хотите сегодня стать художниками — пейзажистами? Сегодня вы будете создавать свой зимний лес, учиться передавать настроение в рисунке, как художники. Для начала мы с вами побываем в зимнем лесу (воспитатель проводит физминутку около стульчиков).
Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес /ходьба на месте/
Сколько здесь вокруг чудес! /разводят руки в стороны/
Справа березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит /руки отводят в указанную сторону и смотрят/.
Снежинки в небе кружатся, /отводят руки и прослеживают взглядом/
И на землю красиво ложатся /движение «фонарики» и смотрят вверх/.
(Дети садятся на стульчики.)
Указание воспитателя: А сейчас вы все закроете глаза, и пока звучит пьеса П.И. Чайковского «Времена года», каждый из вас представит себе свое зимнее дерево в сказочно волшебном зимнем лесу.
Воспитатель: Откройте глаза, представили свой зимний лес? А сейчас я предлагаю вам пройти за столы (воспитатель дает установку правильной посадки за столами).
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка
Воспитатель: Каждый из вас нарисует зимнее дерево и украсит его, как просила Матушка Зима. Для того чтобы ваши работы были более выразительными, я предлагаю вам воспользоваться необычным способом: рисование мятой бумагой. Вы нарисуете силуэт дерева, потом возьмете листик бумаги, сомнете его, обмакнете в белую гуашь и методом «примакивания» нарисуете снежную крону дерева.
Теперь можете приступить к работе, а поможет вам в этом музыка П. И. Чайковского «Времена года».
6. Организация самостоятельной продуктивной деятельности:
Процесс рисования сопровождается музыкой. Педагог наблюдает за деятельностью детей и помогает по мере необходимости.
(В конце занятия дети рассматривают работы друг друга)
7. Рефлексия участниками образовательной деятельности:
Воспитатель (обращаясь к ребенку): Чей рисунок тебе понравился больше всего, почему? А ты как думаешь? Как ты считаешь?
Воспитатель: Какое задание вызвало у вас затруднение? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, пригодятся нам эти знания? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы считаете, нам удалось выполнить просьбу Матушки – Зимы, справились ли мы с заданием? (Ответы детей). Я тоже так думаю. У вас получились чудесные зимние деревья. Глядя на ваши работы, хочется послушать стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.
Ребенок читает стихотворение Ф. Тютчева. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Чародейкою – Зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, заколдован, -
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста к нашему зимнему дереву и если вам понравилось как мы занимались, у вас всё получилось, то возьмите большую снежинку и повесьте ее на ветку. Если вы считаете, что у вас получилось что-то не так – тогда возьмите маленькую снежинку (Поблагодарить детей).
Спасибо за внимание!
|