Холодкова Ирина Петровна МБДОУ №14 «Теремок» учитель-логопед г. Константиновск, Ростовская область
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях
- активизировать глагольный словарь по данной теме
- активизировать словарь антонимов
- учить образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от глаголов
- учить подбирать однокоренные слова
- учить составлять предложения по индивидуальным картинам
- учить отвечать на вопросы полным предложением
- учить согласовывать движения с речью
- познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования (оттиск, отпечаток листьями) в игровой мотивации.
Скачать конспект
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, мышление
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать контроль за собственной речью
- воспитывать эстетическое отношение к природе
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: осенние листья, конверт с письмом, картинки для составления предложений, мяч, белая бумага, гуашь, салфетки, вода, кисти, подкладные листы.
Предварительная работа: разучивание стихов об осенних месяцах, наблюдение за деревьями и листьями на прогулке, придумывание пословиц, поговорок об осени детьми совместно с родителями, экскурсия в парк.
Словарь:
ветер, грязь, деревья, дождь, дуть, земля, золотая, золотой, листва, листопад, листья, мокрый, моросить, непогода, ноябрь, октябрь, осенний, осень, пасмурно, пасмурный, погода, сентябрь, сентябрьский, срывать, холодно, холодный.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал, оформленный под осенний лес.
1. Организационный момент.
Логопед читает стихотворение:
Опустел скворечник- Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится.
Целый день сегодня Всё летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят.
(И. П. Токмакова)
Вопросы:
- Какое время года описывает автор в этом стихотворении?
- Какие слова и выражения подсказали вам, что это осень?
- Знаете ли вы поговорки и пословицы об осени? Расскажите!
- Вы любите бывать осенью в лесу?
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: сейчас мы отправимся с вами в лес на прогулку.
Посмотрите, какой красивый лес осенью!
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…
(Иван Бунин)
- А какие слова «дружат» со словом «лес»? (Подбор однокоренных слов)
Звучит громкая музыка – шум ветра.
Логопед. Ребята, какой сильный ветер подул! Сколько много листьев осыпалось с
деревьев. Как называется явление, когда опадают листья? (Листопад). Что он сделал с
нашими тропинками? (Засыпал). Как же мы вернемся обратно? Придется искать
дорогу самим. Посмотрите, что это среди листьев лежит? Это конверт.
Мы не можем открыть это письмо, пока не произнесем волшебные слова.
(Произнесение слоговых рядов) — Пта-пто-пту … (открываем конверт)
- Ребята, мы сможем выбраться из леса если выполним задания.
Итак, первое задание – Назвать осенние месяцы.
Второе задание — «Назови листья»
У клена —… кленовые,
у березы —...
у ивы —...
у тополя —...
у рябины —...
у дуба —...
у липы —... и т.д.
Третье — «Сосчитай до пяти»
Ребенок считает липовые, березовые, тополиные и другие листочки (до пяти). При этом обращается внимание на согласование числительных с прилагательными и существительными.
Один кленовый листочек, два кленовых листочка, три кленовых листочка и т. д.
Четвертое — «Измени по образцу»
Осень — осенний.
Холод —... Сентябрь —... Дождь —... Ветер —... Октябрь —... Грязь —...
Логопед. Чтобы продолжить наш путь, давайте отдохнем. Дыхательная гимнастика с
листьями. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем
спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.
Пятое — «Угадай по признаку/действию»
Льет, моросит, крапает —...
Краснеют, желтеют, опадают —...
Дубовые, кленовые, липовые —...
Сильный, пронизывающий, холодный —...
Дуб, липа, ива, береза — это...
Сентябрь, октябрь, ноябрь — это...
Шестое — «Отгадай загадки»
Пришла без красок И без кисти, и перекрасила все листья. (Осень)
Под ногами лежат, Зашагаешь — шуршат Яркие, цветные, Краешки резные (Листья)
Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется во мгле, Только ноги на земле. (Дождь)
Седьмое — «Пересказать рассказ» (по картинкам)
Выставляется картина «Осень», раздаются индивидуальные картинки для составления
предложений.
Восьмое – «Скажи наоборот» (игра с мячом)
Погода — непогода.
Ясный —...
Дождливый —...
Теплая —...
Поздняя —...
Девятое — «Нарисовать осень»
Логопед. Ребята, я предлагаю вам стать волшебниками и нарисовать осень необычным
способом – с помощью листочков, делая отпечатки листьев. (Дети проходят и садятся за свои
рабочие места).
Подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальцы, начиная с большого. Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулаки. Листья березы, Загибают пальцы, начиная с большого. Листья рябины,
Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу.
Показ порядка выполнения оттиска (отпечатка).
Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны
прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к бумаге,
выполняя отпечаток.
Самостоятельная деятельность.
Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на своих местах.
Логопед. Предлагаю превратиться обратно в детей. Ребята, посмотрите, какие красивые
осенние картины у вас получились. Если все ваши работы соединим в одну, что у нас
получится? (Осенний ковер). Мы выполнили все задания и не заметили, что вернулись
обратно!
3. Итог занятия. Скажите, где мы были? Вам понравилась прогулка в осенний лес? В группе вас ждет сладкий сюрприз, который приготовила осень.
|