В рамках темы «Природа родного края».
Возраст детей 5-6 лет. (старшая группа).
Дата: 4 неделя января.
Автор составитель: Нечкина Ирина Александровна, воспитатель старшей группы. МБДОУ Д/с№4 «Золотой ключик», г.Александров.
Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.
Задачи:
Обучающие:
Развивать интерес и любознательность к изображению русской природы через не традиционные техники рисования. Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции
- развивать самостоятельность и творческую фантазию.
Скачать конспект
Воспитательные:
- воспитывать любовь к изображению русской национальной природы
- воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке, развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость
Материал и оборудования:
Раздаточный материал: бумага синего или голубого цвета (для основы), простой карандаш, гуашь белого и черного цвета, кисть для красок №3, баночка с водой, клей ПВА, соль крупного помола.
Демонстрационныйматериал: Иллюстрации и фото с изображением березы в разные времена года.
Взаимосвязь с другими видами деятельности: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие».
До НОД: Беседа с детьми о природе России и Владимирской области, о пользе и красоте русской березы. Рассматривание иллюстраций.
После НОД: Создание коллективной работы «Березовая роща зимой».
Взаимосвязь с семьями воспитанников.
Посетить городской парк и скверы обращая внимание детей на строение и особенности зимней березы.
Выучить любое понравившиеся стихотворение русских поэтов о березе.
Ход занятия.
Воспитатель: дети послушайте и отгадайте загадку
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.
Дети: береза.
(Показать картинку березки)
Воспитатель:
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.
Русская березка красива в любое время года. Вспомните, какая береза бывает весной?
Дети: береза наряжается в желто-зеленые сережки, распускаются зеленые, клейкие, нежные листочки.
(Показ картинки «Березка весной»)
Воспитатель: наступило лето, и чем же береза радует нас?
Дети: березы наряжаются в красивый зеленый наряд. На ветвях березы птицы вьют гнезда и поют свои песни.
(Показ картинки «Березка летом»)
Воспитатель: что происходит с березой осенью?
Дети: осенью березка меняет зеленые листочки на желтые, становится «словно золотой». Под березой вырастают грибы подберезовики.
(Показ картинки «Березка осенью»)
Воспитатель: а, какая березка зимой?
Дети: на березке нет листьев, она покрыта снегом.
(Показ картинки «Березка зимой»)
Воспитатель: послушайте, как поэт С. Есенин рассказал о зимней березке.
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
- Что это за серебро, которым принакрылась березка?
Дети: березка накрылась снегом или инеем.
Воспитатель: сейчас зима, на деревьях нет листьев. Почему поэт называет ветки пушистыми с белой бахромой?
Дети: ветки покрыты белым пушистым снегом. Снег покрыл ветки не ровным слоем, поэтому кажется, будто спускается бахрома.
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Имитация посадки дерева.
Мы водой её полили, Имитация полива дерева из лейки.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем рисовать березку в зимнем уборе.
Кладем лист синей или голубой бумаги вертикально.
Проводим линию снизу вверх, чуть изогнутую снизу.
Проводим еще одну линию снизу вверх, чуть изогнутую в другую сторону. Линии должны сойтись в одной точке вверху.
Это ствол нашей березки.
Теперь рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся короче.
Около ствола ветки утолщаем.
Снизу рисуем корни дерева.
Теперь рисуем мелкие ветки. Они спускаются вниз волнистой линией. Именно такое строение веток является характерной особенностью этого дерева. Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.
На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера.
Ствол и крупные ветки окрашиваем белой гуашью.
На белом фоне ствола и крупных веток рисуем черной гуашью пятнышки. Корни дерева рисуем крупными линиями черной гуашью.
После того, как высохнет гуашь, ветки дерева покрываем клеем ПВА.
Когда все ветки покрыты клеем ПВА, все дерево посыпаем солью.
Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые «снегом».
Теперь около корней дерева несколькими мазками наносим клей ПВА.
На клей сыпем соль.
Лишнюю соль убираем. У нас получились «сугробы».
Вот такая березка в зимнем уборе у нас получилась.
Рефлексия:
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на свои прекрасные работы! А теперь в окно. Как вы думаете, получилось у вас изобразить зимние берёзки? (ответы детей). Какое настроение возникает у нас, когда мы смотрим в окно на украшенные снегом берёзки и на наши нарисованные берёзки? (ответы детей). А у кого получились самые красивые берёзки? (ответы детей). Что мы можем сделать с нашими рисунками? (ответы детей. Как варианты- организовать выставку работ или поместить все рисунки рядом на стенде в виде зимнего березняка).
|