Султанова Оксана Валентиновна. Экологическое воспитание в подготовительной группе «БЕРЕЗА — СИМВОЛ РОССИИ»

Экологическое воспитание в подготовительной группе «БЕРЕЗА — СИМВОЛ РОССИИ»

Цель: формировать представление у детей о русской березе — как символе России.

Задачи: расширять знания детей об охране природы, формировать у детей культуру общения с природой, воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, расширять знания о том, какую пользу приносит береза человеку, какими целебными свойствами обладает береза; развивать внимание, мышление, диалоговую речь; развивать творческие способности, самостоятельность.

Организационный момент.

Игра «Собери картинку»

- Ребята, посмотрите, все картинки перемешались. Давайте соберем их правильно. Образцом будут служить вот эти картинки. (дети собирают разрезные картинки с изображением деревьев)

- Что у вас получилось? (деревья)

- Назовите, что есть общего у деревьев? (Корни, ствол, ветки, листья)

-Чем они отличаются? (стволом, цветом ствола, листьями, кроной) (У тополя — зеленова-тый, у дуба – коричневый, шершавый, дуб могучий, большой, долговечный)

- Какой ствол у березы?... –Значит она какая? (белоствольная)

- А еще какая? (Высокая, стройная, кудрявая, зеленая…)

Береза – символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.

Стихотворение «Береза» И.Прокофьева

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,

С красными застежками,
С зелеными сережками.

- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, в поле, около дома и т.д.)

- Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща)

- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту, за лечебные свойства. А ещё люди водили хороводы вокруг берёзы.

Хоровод. «Во поле берёзка стояла»

- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь берёза. Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту, пользу. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.

(Рассматривание иллюстраций дерева в разные сезоны.)

Во все времена года берёза хороша!

Зимой – стоит она, как снегурочка, в своём искрящемся наряде.

Весной – на ветках нежные, клейкие листочки.

Летом – распускает шелестящие на ветру зелёные кудри.

Осенью – берёза покрыта желтой листвой, словно золотом. Кружатся в воздухе листья, ложатся на землю. Как называется это явление? (Листопад)

С давних пор весной русские люди радовались ожившей берёзе, водили вокруг неё хороводы, украшали её разноцветными лентами. Или одевали срубленную берёзу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда её изображала самая красивая девушка, обвитая берёзовыми ветками.

У берёзы необычная кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показать бересту.) Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре — бересте, есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит.

А о полезных свойствах бересты люди узнали очень давно. Она прочна и долговечна. В древности люди писали на коре – она заменяла бумагу. Из берёзовой коры плели лапти, корзинки, лукошки, шкатулки, сосуды для питья. До сих пор в Великом Новгороде находят берестяные письма и грамоты, которым много веков. Раньше из листьев берёзы делали зелёную краску, из почек – коричневую.

Весной собирают почки – из них делают лекарства.

В годы войны пекли из коры хлеб.

Летом готовят берёзовые веники, ими парятся в бане, так как в берёзовых листочках мно-го полезных веществ.

Серёжки берёзы служат кормом многим птицам.

Есть старая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре

Пользы.

Первая польза – больным на здоровье.
Вторая – от тьмы свет.
Третья – дряхлых исцеление.
А четвёртая – людям колодец.

Отгадки вот какие. Первая польза – это берёзовый веник, в бане париться.

Вторая – это лучина, ею в старину избы освещали.

Третья – битые горшки, скреплённые берестой.

Четвёртая – «людям колодец» — берёзовый сок.

БЕРЁЗОВЫЙ СОК – удивительный дар природы. Он очень вкусный, его пьют для оздоровления крови. Им моют голову для укрепления волос, лечат долго не заживающие ранки. В старину говорили: «Хочешь быть здоровым – пей весной три недели свежий берёзовый сок». Во время войны раненым истощённым детям давали по 150 – 200 г. берёзового сока.

Ранней весной, когда просыпается природа, по стволу берёзы начинает бежать берёзовый сок. (Сокодвижение) Но чтобы не повредить дереву его надо правильно собирать. Выбирают зрелую берёзу, делают надрез и подставляют ёмкость. Когда сок собран, место надреза надо замазать глиной или землёй, чтобы ранка быстрее затянулось и дерево не болело. А если собрать сок и уйти, не поблагодарив берёзку. Что же станет с деревом дальше? (Ответы детей.)

- Да, оно увянет к следующему году, или очень сильно будет болеть, ствол постепенно будет усыхать. Не залечив ранку, сок продолжает течь – это берёза плачет.

- Каждую берёзку нужно не только любить, но и беречь!

Полезны БЕРЁЗОВЫЕ ПОЧКИ. Их заваривают и пьют как чай. Попил – и простуды как не бывало!

Из берёзы получаются крепкие топорища, колеса и другие изделия. И самые лучшие дрова – берёзовые.

Игра «Найди кору берёзы» (на подносе лежит кора берёзы, осины, клёна. Дети с закрытыми глазами на ощупь определяют кору берёзы.)

Из берёзы издавна добывали дёготь, нагревая древесину без доступа воздуха. Дёготь – это густая маслянистая жидкость с резким запахом. В старые времена без него было не обойтись. Дёгтем чистили сапоги, смазывали оси телег, а это всё равно что машинное масло для грузовиков. И однажды кучера заметили, что если на рану попадёт дёготь, то она заживает быстрее. Из берёзового дёгтя стали делать целебные мази. Лучший дёготь получали из бересты – нежной берёзовой кожицы. А из дёгтя ещё делали дегтярное мыло. Оно и сейчас продается.

А есть ещё берёзовый гриб – чага. Твёрдый, как дерево. Вы может быть и сами его видели. Если видели на берёзе – значит она болеет. Но и болея, она помогает человеку. Потому что этот гриб – лекарство от многих болезней.

Наблюдение «Возраст дерева»

Дерево растет и у него растут все его части. Ствол становится толще. Возраст дерева можно определить по годовым кольцам. Если год был благоприятный – то кольцо широкое, а если нет – то кольцо узкое. Сейчас давайте рассмотрим несколько спилов и сосчитает кольца. Так мы сможем узнать возраст деревьев. (Дети самостоятельно определяют возраст по спилам.)

Берёза – удивительное дерево. Она очень полюбилась русому народу за свою красоту, полезные свойства. Человек во все времена обращался к берёзе. Поэтому она является символом нашей родины России.

Поэт Сергей Есенин называл Россию страной «берёзового ситца», а берёзки так и описы-вал:

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

Аппликация «Белая берёза»

Просмотров: 653
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Мартынова Ирина Анатольевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вот она, какая русская Матрешка»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Гринь Елена Владимировна. Презентация по рукоделию Тема: Вот она какая нитка шерстяная…
  • Ирина Шотт. Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»
  • Саватеева Светлана Павловна. Интегрированное коррекционно – развивающее занятие в старшей логопедической группе на тему: «Вот она, какая осень золотая»
  • Оксана Иосифовна Гатина. Агрессивность!? Какая она?
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Шерстобитова И.А. Каменева Н.А.. «Русская изба просторна да хороша. В гости всех приглашает она».
  • Лебедева Анастасия Алексеевна. Конспект занятия младшая группа «Какая она весна».
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Берёза Елена Сергеевна. Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Крыгина Ольга Александровна. Осенний досуг в средней группе «Незабудки» «Желтогрудая Синичка — птицам всем она сестричка!»
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Семина Оксана Александровна, Голубева Елена Андреевна. Проект по развитию полиэтнонациональной культуры детей старшего дошкольного возраста «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья»
  • Шеина Людмила Ивановна. ИГРОВАЯ СПОРТИВНАЯ ПРОГРАММА «Я, ТЫ, ОН, ОНА»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Галина Салмина. Сценарий мероприятия «Я, ты, он, она — вместе мы спортивная семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Серебрякова Галина Юрьевна. Родительский клуб «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь