Занятие по патриотическому воспитанию дошкольников "Символ России — береза"
О.Н Долгова, воспитатель -1к. к. МДОУ ЦРР – Детский сад№28 «Жемчужинка», г Саяногорск
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве.
Задача педагогов – формировать у детей 5-7 лет интерес к малой родине, расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках, знакомить с символикой России и ее городов.
Задачи: Развивать грамматически правильную речь. Учить четко выражать свои мысли. Обогащать словарный запас. Формировать речевую культуру с помощью пословиц, русских народных песен, стихотворений. Формировать нравственно – патриотические чувства. Воспитывать в детях любовь и уважение к своей Родине. Воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы, таланта русского народа. Знать исторические сведения о березе, о ее роли в жизни людей нашей страны. Формировать навыки бережливого отношения к природе.
Скачать презентацию
Скачать конспект
Методы и приемы: беседа, художественное слово, драматизация, подвижная игра, хоровод, просмотр слайдов.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая игра, гимнастика для глаз.
Предварительная работа: чтение рассказов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, поделок из бересты, экскурсия в музей на выставку прикладного искусства, к обелиску воинам ВОВ,, рассматривание березы на прогулке, рассматривание почек, изготовление поделок и картин из бересты.
Средства обучения: ленточки для хоровода, березка, туески и березовые почки для игры, костюмы для драматизации сказки, слайды.
Активизация словаря: деготь, Русь, чага, туески, березовый сок, лучина.
ТСО: аудиозапись с песней «С чего начинается Родина?», мультипроектор, экран, магнитофон.
Ход занятия: Дети входят в зал. Звучит песня на слова М.Матусовского «С чего начинается родина?»
Слайд № 1
Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинается Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей: 1. Жить — Родине служить. 2. Человек без Родины, все равно, что птица без крыльев. 3.Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 3. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. 4.Родина- мать, умей за нее постоять.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?
Ответы детей: Россия
Воспитатель: Как в старину называли Россию? (Русь)
Слайд № 2
Воспитатель:
Без березы не мыслю России Так светла по-славянски она, Что быть может в столетья иные От березы – Вся Русь рождена.
Береза …- нет милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе человека. Береза – стала символом России.
Слайд № 3
Ребенок: На полях, на пригорке, Над окном среди полей, Белокурые березки – символ Родины моей. Ты так мила мне до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина, Березовая, русская Россия Ромашковая, добрая страна!
Воспитатель: Рядом с домом, или у дороги, или в поле, где только не растет красавица береза. Немало придумано загадок о березе.
Загадки
- Какую обувь можно сотворить из березы? (лапти). (слайд №4)
- Как называется кора березы? (береста). (слайд №5)
- Какое дерево весной может утолить жажду? (сок березовый). (слайд №6)
- Какой гриб растет под березой? (подберезовик). (слайд №7).
- Как береза давала всю ночь свет? (лучина) (слайд №8)
Пальчиковая игра:
(слайд №9)
Под березой (руки вверх) На пригорке (ладошкой вниз «нарисовать пригорок») Старый еж (сморщить лицо, поднять плечи,) Еж (переплести кончики пальцев)
Устроил (вращать кистями рук – «моталка») Норку (пальцы сложить в горсточку) А под листьями (поднять руки вверх) Лежат (руки под щеку)
Двое (показать два пальчика)
Маленьких ежат (скрещиваем ладошки).
Воспитатель: Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах
(И. И. Шишкин «Березовая роща», «Ручей в березовом лесу», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; Е.Е. Волков «Пейзаж»; Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Ручей в березовом лесу»; Е.Е. Волков «Пейзаж».) Слайды № 10, 11
Воспитатель: О белоствольной русской красавице березе сложено много стихов и песен Слайды № 12-16
Ребенок 1.:
Каждый день я вижу Березу из окна И нет подружки ближе Родине, Чем она.
Ребенок 2.:
Зеленой легкой дымкой Окуталась весной И ветер невидимка Колышет лист лесной.
Ребенок 3.:
А летним днем струится Она живым шатром В листве щебечут птицы Порхая за окном.
Ребенок 4.:
Лишь осень золотая Лист опалит огнем Березка облетает Тоскует под дождем.
Ребенок 5.:
Укрытая снегами Стоит она зимой В расшитом жемчугами Накидке кружевной.
Гимнастика для глаз: «Мы снежинки увидали» слайд №16)
Воспитатель:
Мы снежинку увидали Со снежинкою играли (Дети фиксируют взгляд на снежинке) Снежинка вправо полетела Дети направо посмотрели.
Снежинка влево полетела Глазки влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал, И снежинку опускал
(поднимать снежинку вверх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх – вниз Все! На землю улеглись. Глазки закрываем, Глазки отдыхают.
Воспитатель: Береза и в песнях, и в загадках, ив стихах мила она русскому сердцу. Почему в России так любят и почитают это белоствольное дерево – березу? Сейчас мы узнаем.
Инсценировка «Жар птица и береза» (слайд №17)
Воспитатель:
Как – то раз встретились Жар птица и береза Жар птица: Я, Жар птица Всем птицам царица
Нечета тебе дереву Не тебя, а меня нужно величать И мою красоту воспевать. Береза: Я простого рода
Ясен месяц, ночью мне светит Солнце меня греет, Птицы в лесу песни поют, Ранняя заря росой меня питает.
Жар птица: Мои перья золотыми лучами сияют. Береза: Моей лучиной избу освещают, Жар птица: Я вся огнем горю. Береза: А я из печи жаром всех согреваю
Жар птица: Моими перьями царские одежды украшают. Береза: А я в лапти всех обуваю. В коробах и лукошках все сохраняю. Жар птица: Мои яйца на царские столы подают. Береза: Мой сок берут и пьют.
Жар птица: Я хвост веером распускаю. Береза: Моим дегтем в телегах колесам скрип унимают. Жар птица: Обо мне сказки слагают.
Береза: А вокруг меня на Троицу девушки хоровод ведут, венки вьют, меня красавицей называют.
Жар птица: Победила ты меня березка, нечем мне перед тобой больше хвалится.
Воспитатель: Наша скромница березка поскромничала, не все о себе рассказала. Какую еще пользу приносит береза?
Ответы детей: Слайды № 17-22
Игра «Кто быстрее соберет березовые почки»
Дети делятся на две команды. На двух листах бумаги рассыпаны березовые почки (одинаковое количество). Нужно по одной почке складывать в кружку, кто быстрее соберет почки, тот и выиграл. Перед игрой произносят слова:
Заболел наш Ванечка А за ним и Манечка, Надо срочно в лес бежать, Чтобы почек там набрать.
Воспитатель: Действительно жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. В России издавна существует обычай над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
Слайд № 23.
Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Венки вьют да желания загадывают. И мы с вами будем хоровод вокруг березы водить и желания загадывать. Возьмите ленточки, ленточки на березку повяжем и для нашей Родины желания загадаем.
Слайд № 24.
Хоровод «Вокруг березки я хожу» Вокруг березки я хожу, Вокруг беленькой хожу, Я незнаю, чем березку наряжу,
Что я белой кудреватой подарю. Повяжу березке ленточку, Да желанье загадаю я заветное.
Дети повязывают ленточки на березку и загадывают желания.
Воспитатель: Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет.
Слайд № 25. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей вечно на наших просторах, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
Слайд № 26
Cписок литературы:
- Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию! ”. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.
- Журнал “Дошкольная педагогика” № 6 — 2005 г.
- Кокуева Л. В. “Воспитание дошкольников через приобщение к природе”. – М.: АРКТИ, 2005.
- Маханева М. Д. “Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста”. — М.: АРКТИ, 2004.
- А.А. Плешаков "Зелёные страницы"
- М.Кашевник, О.Лосото "Путешествие за радугой"
|