«Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы»
(Художественно-эстетическое развитие)
Возрастная группа: Подготовительная к школе (6-7лет).
Цель занятия:
- сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц;
- активизировать чувственное восприятие художественного текста
- учить интонационно передавать нежность, любование зимней природой
- тренировать мыслительные операции, развивать речь, память, внимание, образное мышление
- воспитывать у детей любовь к поэзии, к родной природе.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, активизировать речь детей.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Дети, а вам нравится любоваться природой? Почему?
Выслушав все ответы, воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, на которых изображены зимние пейзажи.
-Как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей ее красе? (пейзаж)
-Что вы видите на картинах? (ответы детей).
-Какое дерево чаще всего рисовали художники? (березу)
-Многие великие художники любили рисовать березу. Береза –самое любимое дерево русского народа. О ней сложено много песен, сказок стихов. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе. А какое красивое стихотворение о березе написал русский поэт Сергей Есенин! Называется оно «Белая береза».
-Вы хотите выучить его наизусть и рассказать дома?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1)актуализировать знания детей о русской березе как символе России; 2)содействовать в восприятии детьми литературного текста;
3)вызывать эмоциональный отклик на него.
2. 1.Словесно-речевая игра «Плетем венок» (под мелодию песни «Во поле береза стояла»). Дети подходят по одному и, называя слова, подходящие к слову «береза», образуют хоровод.
2. 2. Береза- символ нашей Родины. Ее считают русским деревом. Прекрасные стихи о зимней березе принадлежат великому поэту С. Есенину (показать портрет).
-Послушайте стихотворение «Белая береза» (чтение стихотворения).
Беседа по содержанию.
-Понравилось ли вам это стихотворение? (ответы детей)
-О чем это стихотворение? (о зимней березе)
-Какою увидел березу поэт? (укрытую снегом)
-С чем сравнивает поэт березовые ветки? (с белой бахромой)
-Что такое «бахрома»?
- «И горят снежинки в золотом огне» — что значит «горят?». Как сказать по-другому? (блестят, сверкают).
-У какого времени года такие краски?
-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей)
-Каким голосом нужно рассказывать о березе? (неторопливо, не очень
громко).
Воспитатель еще раз читает стихотворение.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о мнемотаблице;
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;
3)тренировать мыслительные операции, развивать речь, память, внимание, образное мышление.
Далее воспитатель задает детям вопрос:
-Кто может рассказать стихотворение «Белая береза»?
-Почему не смогли? (потому что не запомнили).
-Что нужно сделать, чтобы запомнить?
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1)актуализировать способы получения информации;
2)сформировать представление о мнемотаблице;
3)сформировать умение пользования таблицей.
Дети предлагают свои способы и варианты запоминания стихотворений.
Далее воспитатель говорит о том, что чтобы легче и быстрее запомнить стихотворение, люди придумали мнемотаблицы. Это такая схема, в которой заложено все содержание стихотворения. Для того, чтобы запомнить стихотворение, надо нарисовать в таблице все то, что поможет выучить стихотворение и при чтении внимательно следить за таблицей.
Детям рисуют мнемотаблицы.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1)организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение;
2)закрепить умение детей работать с мнемотаблицами;
3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, память, внимание, образное мышление.
Физкультминутка «Берёзка».
Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой. сесть.
Воспитатель читает стихотворение по таблице, дети внимательно следят.
-А теперь давайте вместе расскажем стихотворение по мнемотаблице (затем дети повторяют индивидуально).
6. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
-О чем мы сегодня с вами говорили?
-Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?
-Что вам помогло так быстро запомнить и рассказать стихотворение С. Есенина «Белая береза»?
Воспитатель хвалит детей. Мнемотаблицу по стихотворению помещает на видное место.
|