Левчук Нина Петровна, Абмаева Алла Валерьевна воспитатели МОУ "Детский сад №117 Тракторозаводского района Волгограда
Пояснительная записка
Актуальность проекта.
Сможем ли мы прожить без природы, без её богатств? С каждым годом наши города становятся всё больше, дома всё выше, транспорта, шума и задымлённости всё больше, поэтому у нас всё чаще появляется желание уехать за город, в деревню или хотя бы на дачу, а ещё лучше в наш настоящий общий дом — на природу.
Многие деятели науки и искусства посвящали свои работы именно теме «Человек и природа», причём она была актуальна во все времена. Однако в настоящее время, когда человек стал варварски относиться к природе, эта проблема грозит экологическим кризисом, а может быть, и катастрофой для всего человечества.
Скачать конспект
Глобальной экологической катастрофой может стать исчезновение многих видов растений и животных. Есть уже виды, которые уже безвозвратно исчезли с планеты Земля, а есть те, которые находятся на грани вымирания. Гибель растений и животных связана с этапами развития человечества: люди загрязняют атмосферу, почву, воду, создают много шума. А сколько мусорных свалок?! Борясь с вредителями, которые уничтожают культурные растения, человек, использует очень много удобрений, химических пестицидов. А следствием этого выпадение кислотных дождей. Главными виновниками их являются промышленность, электростанции, автомобили. Идёт массовая вырубка больших лесных массивов, осушаются болота, непрерывно расширяются автодороги, из-за халатности людей возникают лесные пожары. Кто-то охотится на животных, чтобы продать его или получить меха, бивни, а кто-то в своё удовольствие, кто-то рвёт с корнем цветы, бросает камни в птиц (стреляют из рогатки), таким образом, развлекается. Человек не понимает, что природа хоть и величава, и богата, но одновременно она хрупкая и ранимая. Все мы, без сомнения, любим природу, но не задумываемся над тем, что её надо беречь.
Люди, порой, наносят природе такие раны, которые уже нельзя вылечить. Так с 1600 года с лица Земли исчезло 150 видов животных. Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате всех вредных воздействий на природу Земля теряет свою жизнеспособность и главную ответственность за это несет человек. Он же становится и главной жертвой этого процесса. Именно поэтому сейчас люди пытаются сделать лучше свою среду обитания, а чтобы каждый человек мог знать, какие растения и животные находятся на грани вымирания, была создана Красная Книга, причём не только в нашей стране, она есть во всех странах мира.
Цель проекта: расширить знания и представления детей об исчезающих видах птиц, занесенных в Красную книгу России, на примере, лебедя-шипуна.
Задачи проекта:
- Помочь воспитанникам собрать информацию о лебеде-шипуне, обитающем на территории нашей страны и нуждающимся в защите.
- Дать представление и обобщить совместно с детьми весь материал о местах, где можно понаблюдать за редким и исчезающим видом птиц.
- Формировать заботливое и гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.
- Развивать творческие способности детей, воображение, эстетический вкус через художественное творчество.
- Расширять знания детей о заповедниках и о фондах защиты редких видов птиц нашей страны.
- Познакомить детей с работой людей, которые помогают сохранить редкие виды диких птиц.
Категория участников: дети подготовительной к школе группы и их родители, воспитатели.
Возраст: дети 6-7 лет.
Учреждение, представивший проект: МОУ Детский сад № 117.
Адрес организации: 400125, г. Волгоград, ул. им. Николая Отрады, 19.
Типология проекта: практически-деятельностный, проблемно-поисковый, творческий, групповой, краткосрочный.
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Гипотеза: Целенаправленно организованная деятельность по формированию основ экологической воспитанности у детей подготовительной к школе группы будет способствовать бережному отношению детей к животным, пробуждению желания защитить их от вымирания, ещё больше узнать об исчезающих видах растений и животных нашей области, стремления донести полученные знания о защите окружающей среды не только до родителей, но и до других детей детского сада, детей на игровой площадке.
Сроки проведения: 01. 10. 2018 – январь 2019 г.
Ожидаемые результаты:
- Дети расширят свои знания о Красной книги России, сформируется на этой основе бережное и ответственное отношение к миру природы, а в точности к лебедям-шипунам.
- У детей сформируются знания о влиянии деятельности человека на биоразнообразие окружающей среды, навыков правильного поведения в природе, разумного и осознанного отношения к объектам природы, в точности к лебедям-шипунам.
- Активная позиция родителей (законных представителей) воспитанников, при поиске и подборе информации о лебеде-шипуне, при создании иллюстративных материалов и т.д.
Проектная идея:
В прошлом году мы вместе с детьми реализовали проект по теме «Волгоградская область: святыни, история, заповедные места». Именно там дети познакомились с Красной Книгой и ее значении для человека. А совсем недавно детей привлекла внимание необычная птица – лебедь, когда мы знакомились со сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Особенно их насторожил и заставил сопереживать гадкому утёнку момент в сказке, когда охотники безжалостно истребляли всех птиц, в том числе и лебедей. Дети задались вопросом «А что можно сделать, чтобы уберечь этих бедных птиц?» А когда они узнали, что практически все виды лебедей занесены в Красную Книгу России, то они твёрдо решили что-то предпринять для их сохранения. Именно поэтому мы решили помочь детям в их благом деле, организовав проектную деятельность, где каждый ребёнок группы смог предложить варианты спасения этой чудесной птицы. Ещё большей искрой они зажглись, узнав, что не только в России эта птица занесена в Красную Книгу, она находится и на страницах Красных Книг других стран Европы. «Значит, — как сказали дети, — мы будем помогать всей планете Земля в спасении этой птицы, и только объединив усилия, мы поможем ей выжить!»
Критерии отслеживания результативности:
1. Сформированные представления у детей о лебеде-шипуне, как о
исчезающем и редко виде птиц, его значимости в природе и жизни человека.
2. Умение воспитанников обобщать собственный опыт
исследовательской работы в познавательно-творческой деятельности.
3. Бережное отношение детей к природе и пропаганда этого
окружающим.
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:
- подбор исторической литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- изготовление настольно-печатных, подвижных и дидактических игр;
- выставки книг, рисунков, стенгазет, фотовыставки;
- пополнение уголка «Красная Книга России» в группе;
- создание презентаций к проекту.
Средства реализации проекта:
- использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, коммуникативной, игровой)
- расширение развивающей предметно-пространственной среды
- онлайн-экскурсии
- выставки рисунков, семейных стенгазет, фотовыставки
- чтение художественной литературы о лебедях-шипунах
- проведение тематических развлечений
- использование мультимедийных презентаций
- совместная деятельность с семьями воспитанников.
Работа воспитателей при подготовке к проекту:
- Изучение исторической и методической литературы.
- Разработка картотеки занятий, бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и настольно-печатных игр по теме проекта.
- Подбор материала по теме проекта.
- Консультации «Поговорим с ребёнком об экологии», «Воспитание у детей гуманного отношения к животным и растениям», «Покормим птиц зимой», «Ребёнок и природа».
Роль родителей в реализации проекта:
- Помощь детям при сборе материала, книг для оформления уголка «Красная книга России» в группе.
- Изготовление наглядной информации для стендов в группе «Красная Книга России», «Лебедь-шипун», «Что угрожает птицам и как им помочь?».
- Изготовление атрибутов для проведения занятий и игр детей по теме проекта.
|