Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 208
Провела: Бажина Е. П., воспитатель Екатеринбург
Задача: Получить как можно больше сведений о том, что является предметом исследования и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад.
Оборудование: карточки с символическим изображением «методов исследования», карточки с надписями и картинками – «темами» будущих исследований; ручки, карандаши, фломастеры..
Предварительная подготовка
Для проведения тренировочного занятия потребуются карточки с символическим изображением «методов исследования».
На таких же по размеру листочках картона сделаны надписи и картинки – «темы» будущих исследований ( «Лось», «Муравей», «Голубь», «Могучий дуб», «Пингвин», «Кошка», «Собака», «Лиса», «Ель», «Одуванчик».
Подготовлены ручки, карандаши, фломастеры.
Для записей юных исследователей приготовлены листочки размером 7 на 7 сантиметров.
Конспект тренировочного занятия:
- Ребята, давайте мы с вами сейчас пройдём и сядем за столы, которые вместе составлены.
Располагаемся удобно, садимся так, чтобы всем было видно.
- Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые ученые. На столе выложены приготовленные материалы; для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два «добровольца», они вместе со мной выполнят работу от первого до последнего этапа. Остальные дети будут участвовать как активные зрители и помощники.
Выбор темы
- Виктория Соколова и Таисия Харитонова – выбранная пара «исследователей» определяют тему своего исследования. Надо выбрать карточку с ранее заготовленными различными изображениями – темами исследований, которые лежат на столе перед вами.
-Ребята надо выбрать такую тему, которая вам интересна, которую интересно будет исследовать.
-Дети, выбранную карточку я оставляю в центре нашего большого стола, остальные карточки с темами убираю.
Составление плана исследования
- Дети выбрали карточку с изображением одуванчиков, таким образом, тема нашего исследования – «Одуванчик».
- Девочки, ваша задача — получить как можно больше сведений о том, что является предметом исследования и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её.
- Существует много способов добычи информации – методов «исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям.
- Что мы должны сделать вначале?
- Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный? ( «Задумался над заинтересовавшей его темой», отвечает Саша.
- Молодец, Саша!)
-Я, дети, ложу перед вами карточку с изображением этого метода исследования.
- Что ещё делает ученый? ( «Наблюдает за предметом исследования, экспериментирует», «экспериментирование», — отвечает Настя.
-Молодец, Настя, Настя назвала сразу два метода исследования: как эти методы исследования будут называться, как ты думаешь? –Правильно, эти методы исследования называются «методом наблюдения», «методом экспериментирования»).
- «Новое можно узнать из книг», — говорит Владик. «Молодец, Владик, я ложу карточку в центр стола, этот метод называется «прочитать в книге».
«Можно посмотреть в Интернете, -говорит Денис, -молодец, Денис, — спросить у кого-нибудь».
- Эти методы называются «Посмотреть в Интернете», «Спросить у другого человека».
-Дети, карточки лежащие на столе в центре – это карточки с обозначением методов исследования, — не что иное, как план нашего будущего исследования. Наш план надо сделать более строгим и последовательным.
-Что нам надо сделать в самом начале? ( «Подумать самостоятельно», — молодцы, кладём на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно»).
- Что нам следует сделать после этого? — «Спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «подумать самостоятельно», — это основные методы исследования.
Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники – все участники занятия – готовы к поиску. От плана взрослого исследователя наш план отличается лишь формой выражения: он изображён на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах.
Сбор материала
Следующий шаг – сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану (план – карточки с изображением методов исследования лежат в центре стола).
Ребята, собираемые сведения можно просто запомнить, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо.
На маленьких листочках бумаги (заготовила заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретённые «на ходу» значки и различные символы.
Первый из выделенных методов – «подумать самостоятельно».
Одуванчик – растение, цветок дикорастущий (растёт и во дворах и на грядках, в трещинах асфальта), лекарственный; состоит из корня, стебля, листьев, бутончика, цветка, семян (семя «парашютик») — последовательные стадии развития одуванчика.
«Спросить у другого человека» — следующий метод исследования и пункт нашего плана.
Спросим у помощника воспитателя, что она знает об одуванчике: «Белый одуванчик на солнышке блестит и легкою пушинкой на воздухе летит».
А ещё из одуванчиков можно варить варенье – оно очень вкусное и ароматное.
Узнали, что одуванчик белым может быть, как пушинка – летит – от легкого прикосновения людей при ходьбе, животных, насекомых, от дуновения ветра.
«Я шарик пушистый, белею в поле чистом. А дунул ветерок, остался стебелёк». (Пушистый, а когда семена «парашютики улетят, то остаётся один стебелек).
Дети, в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше.
Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем соответствующие им схематические изображения (на стебельке белый пушистый шарик), (улетают семена- «парашютики»).
«Узнать из книг»
Дети, можно подходить к книжному уголку и рассматривать иллюстрации или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу (книга «Как появляется цветок», автор И.В. Гурина, М., 2009; «Как растет растение», Н.Н. Кондратьева, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2006; «Одуванчиков много – они разные и красивые», С.Н. Николаева, М., 2009; «Одуванчик», Е. Серова, М, 2007; «Золотистый одуванчик», А.А. Лопатина, М., 2010; «Лекарственные растения Среднего Урала», Е.С. Васфилова, справочник-определитель, Екатеринбург, 1999).
А еще кроме книг на занятии я использовала папки – самоделки, в которых изображены модели эколого –систематических групп «Живое» (растет растание);
«Растение» (у одуванчика есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами (появляется из цветка «парашютики»); «Модели функций органов живого» «Корень» дышит; корень удерживает растение в земле; корень всасывает из почвы влагу;
«Стебель» дышит; стебель –механическая опора; стебель проводит воду и питательные вещества к другим частям растения»;
«Лист» улавливает свет; лист испаряет влагу; лист дышит;
«Цветок «дышит; у цветка присутствует функция размножения»
Цветок одуванчика ярко-жёлтый (особенности внешнего вида).
- Давайте, ребята, я вам помогу прочитать об одуванчике, зафиксировать новые идеи.
Здесь дети зарисовывают стадии развития одуванчика, то, что он лекарственный, встречается как сорняк в посевах.
«Наблюдение и эксперимент»
Во время прогулки по территории детского сада, на лугу можно увидеть одуванчики разных стадий развития.
На участке нашей группы в опытно-экспериментальной лаборатории (это аквариум, заполненный землёй) «Вершки и корешки» посажен одуванчик, Через прозрачные стенки аквариума видны корни, что дети и зафиксировали.
В наблюдениях (СПОСОБЫ СЕНСОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ): зафиксировали, что одуванчик можно потрогать, погладить; на него можно смотреть – любоваться; НЕЛЬЗЯ РВАТЬ! (ИЗ «ЖАЛОБНОЙ КНИГИ ПРИРОДЫ»); его можно понюхать; попробовать на вкус (горький, сладкий если сварить варенье).
«Посмотреть в Интернете» (по ноутбуку моему в группе)
Узнали, что название «одуванчик» растение получило из-за легкости, с которой разлетаются созревшие плодики-семянки при малейшем дуновении ветра.
Из-за млечного сока, содержащегося во всех частях растения, его звали «подойничек», «молокоед» (зафиксировали каплю (как молоко), Никита сказал, что видел как из стебелька текло как-будто бы молочко, а на вкус оно горькое (нарисовали рожицу скорчившуюся от горечи) –вот здесь еще и экспериментирование (попробовал на вкус).
Обобщение полученных данных
Раскладываем на ковре записи и пиктограммы так, чтобы их все видели.
Смотрим и рассуждаем, что интересного мы узнали? Что интересного мы можем рассказать другим по результатам исследования? (Горький одуванчик, как ни странно, но не все дети его пробовали на вкус!), если сварить, то сладкий в варенье; может расти и во дворах и вдоль дорог, на асфальте, на грядках, в посевах культурных растений, одуванчик – сорняк, лекарственный –корни благодаря горечи возбуждают аппетит, улучшают пищеварение, обладают мочегонным, спазмолитическим и слабительным действием.
|