Уважаемые члены аттестационной комиссии и все присутствующие!
Позвольте представить Вашему вниманию результаты дипломного исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
Выбор этой темы не случаен. Полагаем, каждый ответственный взрослый понимает, что сегодня статистика просто бьет тревогу и позволяет утверждать, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения одна из наиболее важных и сложных задач современного общества, решение которой только средствами медицины невозможно.
Формирование у детей основ культуры к здоровому образу жизни как неотъемлемой части общей культуры личности становится приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации, и важная роль в разрешении этой задачи отводится сегодня детскому саду, в частности.
Поэтому в рамках дипломного исследования мы попытались показать, какой вклад может внести ДОО в решение обозначенной проблемы.
Разрешите кратко охарактеризовать нашу работу.
Во введение определена актуальность, теоретические основы и научный аппарат исследования.
Первая глава содержит обобщённую и систематизированную информацию, раскрывающую степень разработанности проблемы формирования основ ЗОЖ у дошкольников в научной литературе.
В результате анализа теоретических материалов по проблеме исследования мы пришли к выводу, что здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. А значит, считаем важной социально-педагогической задачей – формирование здорового образа жизни у детей с раннего детства.
Во второй главе мы попытались раскрыть и в опытно-экспериментальной работе обосновать основные пути приобщения детей к здоровому образу жизни.
ОЭР проводилась на базе МДОУ «Детский сад №7 «Лужок» с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области с сентября 2017 по август 2018 года, в ней приняли участие 20 воспитанников старшей группы и их родители.
Формирующий этап ОЭР строился на основе разработанной программы оздоровления детей на 2017-18 уч. год «Будь здоров!».
Вся работа была направлена на решение следующих задач:
- Создать у детей общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
- Обеспечить формирование привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей.
- Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
- Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
- Оптимизация отношений «Педагог — Ребенок — Родитель» для создания единого воспитательно-образовательного пространства.
В ходе реализации программы Будь здоров! наша работа осуществлялась в следующих направлениях:
1. Обогащение предметно-пространственной среды предметами, обеспечивающими оздоровление детей
- физкультурный уголок в групповой комнате дополнили деревянными массажёрами для стоп и спины, «дорожка здоровья», своими руками была изготовлена «Лесенка здоровья», создан сухой бассейн
- спортивная площадка (на участке детского сада), оснащена всем необходимым безопасным оборудованием и была пополнена «дорожкой здоровья», «стеной мишеней» — разнообразить двигательную активность,
- пополнена игротека играми для развития представлений детей о разных видах спорта была приобретена настольно-печатная игра «Лото о спорте», о лекарственных растениях, об опасностях и опасном поведении и др.
- в весенне-осенний период реализовывался проект «Зелёная аптечка» — выращивали совместно с детьми целебные травы – ромашка, шалфей, душица, мята, земляника, чёрная смородина, шиповник; зимой аптечный огород создан в помещении группы и назвали его «НЕТ болезням» — лук, укроп, чеснок … «Живые фильтры» — растения, поглощающие из воздуха вредные газы — первая группа; вторая группа — обладающие антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью; третья — оказывает лечебный эффект.
2. Насыщение образовательного процесса разнообразными формами здоровьесберегающей деятельности и использование современных здоровьесберегающих технологий:
- Увеличение динамических пауз в непрерывной образовательной деятельности за счёт их разнообразия (физкультминутки – пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, точечный массаж, Суджук-массаж и др.)
- Обучение детей способам оздоровления – самомассажу, полосканию горла, пользованию защитной мазью Оксолиновая» (по рекомендациям врача), орошение горла мирамистином или отварами трав, ароматерапии – «защитные мешочки», «масляные кулончики», «важных 10 точек»
- Формирование привычек безопасного поведения – «Познавательное развитие», сюжетно-ролевые игры, «Физическое развитие», во время прогулок.
3. Работа с родителями – информация (лепбуки, календарь здоровья, смс-рассылка с помощью Вайбер «полезные советы», круглые столы, совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия) и мн. др.;
К результатам реализации комплексной программы по здоровьесбережению детей «Бдь здоров!» можно отнести:
вообщем в детском саду:
снижение заболеваемости (ОРВИ, грипп) (уменьшилось кол-во пропусков по справке о болезни);
в отношении детей
- сформированы основы потребности в заботе о своём здоровье
- сформированы у детей представления и ЗОЖ – важности здоровья, пользе подвижных игр, правильном и неправильном питании, последствиях нездорового поведения, пищевых привычек и др.
- воспитаны привычки здорового образа жизни, привиты стойкие культурно-гигиенические навыки (начали делать замечания друг другу)
- освоение детьми способов здоровьесбережения
в отношении педколлектива:
- повысилась осознанность и заинтересованность в организации здоровьесберегающей образовательной среды
- создается система комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка
- повысился уровень знаний в области здоровьесберегающих технологий
- возросла потребность в сохранении собственного здоровья
в отношении родителей
- расширены знания о способах сохранения и укрепления здоровья детей
- повысилась осведомлённость о правильном питании и способах замены магазинных продуктов (чупа-чупс, жвачки, газирнапитки, чипсы) приготовленными дома (домашние сладости).
Считаем, что отмеченные достижения стали возможны благодаря целенаправленной, системной работе по приобщению детей к ЗОЖ и индивидуальному подходу в организации и проведении занятий в этом направлении с детьми.
Проделанная работа позволила нам определить условия, выполнение которых повысит качество зсберегающей работы в детском саду:
- Целенаправленность, системность (по разным образовательным областям) и систематичность работы.
- Разнообразие видов ЗСработы, сменяемость пособий. Например, каждое пособие ( «Зарядка для ушей») остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим.
- Сотрудничество с родителями, в т.ч. в целях их педагогического просвещения.
- Партнёрство с детской поликлиникой.
- Непрерывное повышение знаний педагогов в области здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, анализ педагогической работы показал, что ДОО может и должна стать средой, обеспечивающей не только познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие, но и формирования здорового образа жизни у детей начиная с раннего детства.
Мы уверены, что постоянное развитие и совершенствование системы педагогической работы по намеченному направлению приведет к сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечит дальнейший рост приоритета здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Спасибо за внимание!
|