Сулье Кристина Владимировна, Михайлова Татьяна Анатольевна. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста

Авторы:

  • Сулье Кристина Владимировна, Воспитатель МБДОУ №60 «Колосок» города Калуги
  • Михайлова Татьяна Анатольевна Заместитель заведующего по воспитательной работе МБДОУ №60 «Колосок» города Калуги

Всем нам известно, что здоровье – это самый ценный дар, который дан человеку природой. Мы знаем, что свое здоровье можно сохранить и приумножить лишь соблюдая правила здорового образа жизни. В любом возрасте человек должен стремиться вести здоровый образ жизни.

За здоровьем новорожденных малышей следят родители, медицинский персонал. За здоровьем детей начинающих посещать детский сад следят педагоги и специалисты детского сада детского сада. Но с какого момента человек сам должен начать заботиться о своем здоровье? Мы считаем, что заложить основу желания вести здоровый образ жизни, необходимо в раннем возрасте, создавая, таким образом, фундамент, на котором будут строиться все дальнейшие представления и знания о том, как заботиться о здоровье и приумножать его.

 

В современном обществе, где люди в большинстве своем подвержены гиподинамии, стрессам, имеют вредные привычки, не имеют регулярной возможности заниматься спортом, где ритм жизни настолько стремителен, очень трудно следить за своим здоровьем. Зачастую родители не только не показывают на своем примере, что надо заниматься спортом, содержать тело и жилище в чистоте, правильно питаться, но даже не рассказывают детям об этом. Это реалии нашего общества. Мы как педагоги очень четко понимаем наличие проблемы и важность формирования основ здорового образа жизни у детей с самых ранних лет.

Для того чтобы наша работа по формированию здорового образа жизни была результативной мы должны учитывать ряд факторов. Во первых, это индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. Во вторых, особенности семейного воспитания дошкольника, степень заинтересованности родителей в решении данной проблемы. В третьих, мы должны оценить те условия, в которых проходит формирование представлений о здоровом образе жизни, и дополнить окружающую среду ребенка теми атрибутами, которые помогут в работе над данной проблемой.

Начали свою работу мы с диагностики детей второй группы раннего возраста на предмет формирования у них начальных представлений о здоровом образе жизни. Результат диагностического исследования показал, что: лишь 23% детей имеют высокий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни, 30 % детей имеют весьма посредственные представления, а 47 % детей показали, что представления о здоровом образе жизни у них отсутствуют.

Для того, чтобы выяснить, какие проблемы возникают у родителей в воспитании здорового ребенка, а так же проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни мы провели анкетирование и выяснили, что взрослые не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «здоровый образ жизни». 40% родителей частично владеют знаниями и представлениями о формировании основ здорового образа жизни детей в раннем возрасте; 30% имеют мало представлений и не всегда обращают должного внимания на формирование навыков здорового образа жизни у детей.

Получив такие результаты, мы поставили перед собой цель — формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством организации нетрадиционных форм взаимодействия с детьми и родителями. Для реализации цели определили следующие задачи: разработать и внедрить в практику нетрадиционные формы развития у детей основ здорового образа жизни; привлечь родителей к процессу формирования здорового образа жизни у детей раннего возраста.

Мы предположили, что при систематическом использовании разнообразных форм взаимодействия детей и родителей по формированию здорового образа жизни у детей повысится уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни, а у родителей заинтересованность в сотрудничестве с детским садом в данном направлении.

Для того, чтобы работа наша принесла положительный результат, мы решили разработать нетрадиционные формы взаимодействия с детьми и родителями. С детьми раннего возраста еще достаточно сложно использовать активные формы взаимодействия. Поэтому мы подобрали для них такие формы, которые будут просты для восприятия учитывая возрастные особенности детей двух-трех лет.

Очень интересной нам показалась такая форма взаимодействия с детьми, как обыгрывание сказок. В своей работе мы знакомили детей с необходимостью здорового образа жизни через художественные образы. Знакомя детей со сказками «Муха — чистюха», «Одевали малыша», «Чистые щечки», «Малышарики — чистые ручки», мы старались не только беседовать о сказке, но и учить детей брать на себя роли персонажей сказок. Мы вместе с детьми погружались в атмосферу сказки, говорили словами сказочных героев. Такая форма работы помогает детям пережить сюжет более ярко, и запомнить ту информацию, которая заключена в сюжетах сказок.

Для того чтобы дети смогли использовать полученные знания и смогли найти правильные пути решения проблемы мы используем проблемные ситуации: «Кукла Даша села за стол с грязными руками» данная проблема дает детям понять, что перед едой нужно обязательно мыть руки, соблюдать культурно-гигиенические правила. Проблемная ситуация «У зайчика появился насморк» учит детей пользоваться индивидуальным носовым платочком. Ситуация «Девочку чумазую не пригласили в гости» поддерживает стремление детей раннего возраста следить за своим внешним видом. Проблемные ситуации мы предлагаем как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности детей. С помощью такой формы взаимодействия дети знакомятся с необходимостью развития культурно-гигиенических навыков, учатся следить за своим внешним видом, узнают о полезных привычках, о том, что бывают полезные и вредные продукты питания. Безусловно, в данном возрасте мы даем элементарные знания, но именно они закладывают основу дальнейшего формирования представлений о здоровом образе жизни.

Использование презентаций во время проведения непосредственной образовательной деятельности дает возможность дать детям информацию нетрадиционно и познавательно. Даже самые маленькие воспитанники уже знакомы с планшетами, телефонами и другими современными средствами получения информации. Современные дети с большим интересом воспринимают информацию, которая подается им в форме презентаций, видеороликов, мультфильмов. Поэтому мы в своей работе часто используем такой подход. Мы создали ряд презентаций на следующие темы: «Польза молока» — цель данной презентации познакомить детей с полезными свойствами молока, сформировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию. «Витамины – наши друзья» — познакомили детей с понятием «витамины», их роли в жизни человека, закрепили понятия овощи, фрукты, ягоды. «Каша — наша сила» с помощью данной презентации мы расширили представления детей о пользе каш, почему их надо кушать детям по утрам. Но нужно помнить, что такой способ подачи информации должен быть строго дозирован и применяться в определенное время.

Одной из интересных форм взаимодействия с детьми стали игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков. Дети и игра – два неразделимых понятия. Конечно же, всем известно, что ребенок этого возраста познает окружающий мир через игру. Поэтому играм мы уделяем в своей работе огромное внимание. Мы разработали сюжетные, дидактические, подвижные игры, которые помогают детям осваивать культурно-гигиенические навыки, упражняют их в правильном поведении, расширяют знания об организме, о том, что необходимо беречь свое здоровье. Используя подобные игры, мы формируем стремление к здоровому образу жизни у малышей.

В игре «Что кукла возьмет с собой» с помощью педагога дети называют предметы личной гигиены, которые кукле необходимо взять с собой в умывальную комнату. Через дидактическую игру «Назови правильно» уточняем знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус). Мы закрепляем умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. В игре «Найдем часть тела» воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос: покажи глазки! зачем тебе глазки? Или покажи носик! зачем тебе носик? Такая игра дает ребенку представление о частях тела и их значимости.

Взаимодействие с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса. Проводимая нами работа по формированию основ здорового образа жизни позволяет родителям влиться в образовательный процесс, стать активными участниками проводимых нами мероприятий.

Мы провели с родителями мастер – класс по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования, в результате совместной работы получились моталочки, дыхательный тренажер «остуди горячий чай», дорожки для ходьбы босиком, аэрохоккей, где дети с помощью воздуха забивают пластмассовый мячик в ворота из пластикового стаканчика.

Также мы организовали круглый стол на тему «Опыт семейного воспитания по формированию здорового образа жизни у детей раннего возраста». Целью мероприятия стало узнать, каковы представления родителей о здоровом образе жизни и что они делают для того, чтобы формировать основы здорового образа жизни у членов своей семьи.

Интересным для родителей оказался совместный вечер развлечений «Веселые станции». Целью вечера стало формирование у детей и взрослых интереса к здоровому образу жизни. Мы старались дать возможность детям совместно с родителями участвовать в подвижных играх, конкурсах, выполнять веселые задания. С помощью данной формы взаимодействия мы не только расширяли представления детей и родителей о здоровом образе жизни, но и формировали детско-родительские отношения, которые очень важны для детей раннего возраста, ведь совместные игры позволяют детям и родителям сблизиться и вместе решать поставленные задачи.

Анализируя нашу работу по использованию нетрадиционных форм для формирования навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста и совместной работы с родителями заметна положительная динамика.

При проведении повторной диагностики на предмет формирования начальных представления о здоровом образе жизни у детей повысился коэффициент уровня знании детей. Дети знают, когда нужно мыть руки и зачем, знают и используют предметы личной гигиены, имеют представления о полезной пище, представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека (глаза- смотреть, ушки – слышать, носик – дышать), научились следить за своим внешнем видом. В свою очередь родители стали больше обращать должного внимания на формирование навыков здорового образа жизни у детей дома. Также они стали более тесно взаимодействовать с нами педагогами, увидев в нас компетентных специалистов, которые оказывают реальную практическую помощь в воспитании детей.

Таким образом, наше предположение о том, что при систематическом использовании разнообразных форм взаимодействия детей и родителей по формированию здорового образа жизни у детей повысится уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни, а у родителей заинтересованность в сотрудничестве с детским садом в данном направлении, подтвердилось.

Но останавливаться на достигнутом мы не хотим. В перспективе мы планируем продолжать работу с детьми и родителями по формированию у них желания вести здоровый образ жизни. Будем готовить для родителей консультации на данную тему, когда дети станут старше, будем проводить совместные спортивные праздники, викторины, походы, экскурсии. Создадим в группе альбомы, где будут размещены материалы о спортивных развлечениях в семье, рецепты и фотографии полезных блюд.

Просмотров: 752
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Федосова Елена Александровна. Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет «В здоровом теле-здоровый дух»
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Рыдаева Юлия Александровна. Интерактивные формы взаимодействия с родителями по формированию семейного здорового образа жизни
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Козлова Ирина Евгеньевна. «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Митина Оксана Николаевна. Формирование основ привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Елена Спицина. Портфолио - как средство формирования основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет
  • Данчын Саяна Соруктуг-ооловна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух».
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Кузнецова Юлия Владимировна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Артамонова Н.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни
  • Рязанова Наталья Сергеевна. Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Анжела Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Гузель Габдулловна Бахтигараева. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Сергеева Зинаида Витальевна. Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
  • Притуляк Галина Петровна. Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Ковалева Тамара Владимировна, Кузнецова Ольга Васильевна. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии.
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь