Кузнецова Юлия Владимировна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Из опыта работы воспитателя: Кузнецовой Юлии Владимировны г. Губкинский Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» — детский сад «Сказка» 2017 г.

Условия возникновения опыта

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

 

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно — методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре, а так же в проектной деятельности.

Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в своей подготовительной группе и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

В результате была определена цель работы — Формирование основ здорового образа жизни у детей, посредством различных здоровье сберегающих технологий и техник в рамках проектов.

В процессе ознакомления старших дошкольников с привычками здорового образа жизни решаются следующие задачи:

  1. Сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье;
  2. Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом;
  3. Расширить двигательные возможности ребёнка за счёт освоения новых движений и упражнений здоровье сберегающих технологий;
  4. Повышать эмоциональное благополучие ребёнка за счёт проведения разнообразных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности.
  5. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;
  6. Расширять знания детей о продуктах здорового и вредного питания;
  7. Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
  8. Способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия.

Актуальность опыта

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И. А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).

Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

По мнению ученых, необходима концентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Разработанная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.

Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Ведущая идея опыта

Разработать модель формирования привычек здорового образа жизни через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста и определить педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.

Новизна опыта

Детский сад должен стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Длительность работы над опытом

Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности» велась в период 2016-2017 годов.

Результаты апробации технологии опыта, методов и средств развития здорового образа жизни у дошкольников довольно позитивные и дают возможность моим воспитанникам, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Диапазоном опыта

Формирование привычек здорового образа жизни, происходит на всем периоде дошкольного детства. Этот возрастной этап характеризуется развитием всех познавательно-психических процессов. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Для дошкольников ведущей деятельностью является игра, поэтому диапазон опыта представлен комплексной системой, в которую включены игры и упражнения на формирование привычек здорового образа жизни.

Теоретическая база опыта

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Это приведет к формированию привычки вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным.

Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, воспитание здорового образа жизни должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация обучающей -воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Технология опыта

На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей относящихся к группе риска и в ДОУ. Подобная ситуация привела меня к мысли создавать больше проектов, касающиеся здорового образа жизни и реализовывать их не только в группе, но и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Система работы по проектам построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенгазета «Рассуждалки», лэп-буки, уголок здорового питания, папки-передвижки о двигательной активности, книжки-малышки, ди «Аскорбинка и её друзья», пирамида здоровья, коллаж «Полезные и вредные продукты»), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

Проведение совместных мероприятий с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование в проекте игровых и двигательных методик.

Таким образом, создается благоприятная база для формирования физического, психического и психологического здоровья ребенка.

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик были составлены этапы работы над проектами для старшего дошкольного возраста.

Информация для родителей оформляется на специальных стендах, проводятся консультации, совместные занятия с детьми, спортивные развлечения, походы, экскурсии.

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки, привычки здорового образа жизни.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

  • Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон: оздоровительно- профилактическая гимнастика (сюжетно-игровая); ходьба по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
  • Учебно-воспитательный процесс: НОД «Наша традиция – быть здоровыми!», «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»; двигательная разминка во время перерыва между периодами НОД (с преобладанием статистических поз); физкультминутки (имитационные, общеразвивающие упражнения); занятия физической культурой; музыкальные занятия (с элементами ритмопластики); беседы: «В здоровом теле, здоровый дух», «На зарядку -становись!».
  • Физкультурно-массовые мероприятия, так же совместно ДОУ и семьи: неделя здоровья; физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе; физкультурные и спортивные досуги: «Все на старт!», «Наши папы», подвижные игры и физкультминутки ко "Дню матери".

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников нашей группы.

В нашей группе были проведены следующие проекты:

  1. «Будь здоров!».
  2. «Здоровое питание- залог здоровья».
  3. «Наши папы».
  4. «Здоровей-ка!».

Структура проекта: 1 этап – подготовительный.

2 этап – реализация проекта.

3 этап – заключительный.

Результативность опыта. 1. Развитие духовно-богатой личности ребёнка, как активного участника проекта. 2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребёнка, проявление его творческой деятельности. 3. Обогащение детей знаниями о пользе витаминов для нашего организма. 4. У детей появился больше интерес к занятиям физкультурой и спортом. 5. У родителей появился больше интерес сотрудничать с педагогами детского сада в целях гармоничного развития и воспитания ребёнка. Возникает желание больше времени уделять совместным с детьми мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья семьи.

При организации проектной деятельности по формированию здорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Модель формирования здорового образа жизни через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

РЕБЁНОК

Просмотров: 2801
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Митина Оксана Николаевна. Формирование основ привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Рязанова Наталья Сергеевна. Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Гузель Габдулловна Бахтигараева. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Козлова Ирина Евгеньевна. «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Ковалева Тамара Владимировна, Кузнецова Ольга Васильевна. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии.
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Притуляк Галина Петровна. Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Педагогическая статья «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
  • Коломоец Людмила Ивановна. Презентация 'Опыт работы по привитию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста'
  • Фролова Татьяна Сергеевна. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность.
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Сулье Кристина Владимировна, Михайлова Татьяна Анатольевна. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна. Конспект НОД по формированию здорового образа жизни с детьми старшей группы «Страна Здоровья»
  • Федосова Елена Александровна. Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет «В здоровом теле-здоровый дух»
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья: «Формирование правил здорового образа жизни у дошкольников»
  • Сытобудская Наталья Викторовна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Поможем Крошу быть здоровым»
  • Елена Спицина. Портфолио - как средство формирования основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет
  • Светлана Гордина. Формирование здорового образа жизни у дошкольников
  • Королева Екатерина Васильевна. Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома
  • Саханчук Мария Викторовна. «Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ»
  • Светлана Викторовна Силантьева. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ
  • Артамонова Н.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь