«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В. А. Сухомлинский
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Современный человек должен обладать крепким здоровьем, способностью преодолевать трудности, стойкостью и упорством.
Статистика показывает, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек.
Скачать конспект
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 2 до 7 лет. Здоровье является необходимым условием физического и психического развития. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольника. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.
В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний.
В нашей группе мы большое значение уделяем здоровому образу жизни. С целью сохранения и укрепления здоровья малышей, привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развитием культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания, в группе возникла идея провести проект «Семейный клуб «Крепыш».
В ходе реализации проекта мы ведем две линии работы. Первая – работа с родителями. Для них мы подготавливаем консультации, вместе с ними разучиваем физминутки, которые они могут применять дома. Привлекаем к изготовлению атрибутов для проведения физкультурных досугов, развлечений и подвижных игр, и нестандартного игрового оборудования. Проводим совместные мероприятия.
Вторая линия работы непосредственно работа с детьми. Ежедневно рассказываем детям о здоровом образе жизни. Формируя культурно-гигиенические навыки, используем потешки и стишки.
Проводим профилактическую гимнастику (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
Гимнастику пробуждения, дорожку «здоровья», в образовательном процессе, между сменой деятельности проводим физминутки и игры малой подвижности.
Проводим игры – ситуации, такие как, Встреча с куклой Растяпой, которая рассказывает о том, что нельзя брать в рот мелкие пуговицы, гвозди, бусинки и другие посторонние предметы. В дидактических играх объясняем детям, что это опасно для их здоровья. В играх, включающих прибаутки и потешки, используемые при мытье рук и умывании, в развлечениях и физкультурных досугах формируем культурно – гигиенические навыки и укрепляем физическое здоровье воспитанников.
Малышам очень нравиться когда приходят к ним в гости, рассказывают интерсные истории, проводят игры направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей.
С интересом выполняют поставленные перед ними задачи. Очень благоприятно влияют мероприятия, проведенные совместно с родителями малышей. В ходе таких мероприятий улучшается эмоционально– психологический фон, что благоприятно воздействует на здоровье не только малышей, но и родителей. Укрепляются детско – родительские отношения.
Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача: сформировать в маленьком человеке навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни. Важно помнить, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом, в семье. А семья играет главную и решающую роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка.
М.В. Саханчук, воспитатель
МБДОУ Детский сад № 59 «Золушка»,
Г.Норильск, Красноярский край.
|