Сергеева Зинаида Витальевна. Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»

Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»

Инструктор по физической культуре I квалификационной категории: Сергеева Зинаида Витальевна Чебоксары, 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №140» города Чебоксары Чувашской Республики

Президент РФ четко обозначил в Послании Федеральному Собранию задачи по улучшению здоровья людей, отметив, что в нашей стране «важен и ценен каждый человек, чтобы он чувствовал свою востребованность, прожил долгую и, главное, здоровую жизнь». Также глава государства поставил задачу увеличения продолжительности жизни: «К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет». Он особенно подчеркнул, что «опережающими темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни…»

 

В преддверии нового учебного года РФ В. Путин принял решение о поручении Правительству РФ проработать до 10 сентября вопрос о налоговом вычете за расходы граждан на спорт. Главой страны точно обозначены в числе приоритетных государственные задачи по воспитанию здоровой нации, взят курс на активное долголетие, приобщения с детства к здоровому образу жизни, популяризацию физкультуры и спорта. И государство принимает действенные меры для решения поставленных задач. Руководитель государства по итогам совместного заседания Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта и наблюдательного совета оргкомитета «Россия – 2018» дал поручения ввести в 2019 г. налоговые вычеты для стимулирования россиян к занятиям спортом. Предлагается разрешить гражданам получать такой налоговый вычет, как на собственные занятия спортом, так и на занятия детей. Чтобы решить к 2024 г. Поставленную в майском указе Президента РФ задачу – увеличить до 55% число россиян, постоянно занимающихся физкультурой и спортом, –нужно чтобы спорт был финансово доступным для людей, значит массовым.

Чтобы заложить крепкий фундамент здоровья с детства, нужны новые научные исследования, инновационные методики, эффективные современные технологии физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста, интенсивное развитие соответствующей инфраструктуры и др. Для формирования здорового, жизнеспособного и социального активного подрастающего поколения важно с помощью физкультурных занятий воспитывать личные и психофизические качества, необходимые человеку в современном мире. Это способность к рациональной организации своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, ловкость, быстрота, скорость оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение конструктивно воспринимать неудачи, преодолевать трудности, вера в себя и стремление к лучшему.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». — считал В. А. Сухомлинский.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в спортивном зале проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:

  • утренняя гимнастика;
  • корригирующая гимнастика после сна;
  • спортивные игры;
  • спортивные досуги, праздники;
  • подвижные игры на прогулке.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы: ? дыхательная гимнастика;

  • корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).

Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей:

  • игровые;
  • сюжетные;
  • прогулка-поход;
  • эстафеты-соревнования.

Реализуя работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, необходимо осуществлять через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

  • рассказы и беседы воспитателя;
  • заучивание стихотворений;
  • моделирование различных ситуаций;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • игры—тренинги;
  • подвижные игры;
  • пальчиковая и дыхательная гимнастика;
  • самомассаж;
  • физкультминутки.

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

  • Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;
  • Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;
  • Изготовление нестандартного физкультурного -оборудования, зимних построек на участке детского сада. Выпуски семейных газет «Путь к здоровью»
  • Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;
  • Совместные походы и туристические прогулки на природу;
  • Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
  • Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

При проведении работы использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

Познавательный характер в содержании работы

В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. В дошкольный период закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Воспитателям надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его. В содержании работы по воспитанию ЗОЖ значительное место занимает проведение с детьми бесед познавательного характера. Цель бесед — вызвать у детей желание беречь свой организм. Необходимо познакомить детей о строении организма; с основами первой помощи при травмах, беседы медперсонала детского сада, также проводить беседы по безопасности поведения (на дороге, на водоёме, при пожаре). В беседах необходимо привести примеры о тех несчастных случаях, которые могли бы произойти с детьми, если они останутся без сопровождения взрослого, беседы о том, что нам вредит или есть враги у моего организма? Среди таких «врагов» можно выделить, по меньшей мере, че-тыре: грязь, опасные предметы, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук). В беседе можно использовать стихи К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто, Михалкова «Про мимозу».

Беседы планируются в календарном плане. Разумеется, одних бесед недостаточно для формирования у детей ЗОЖ. Задачи нужно решать во всех видах детской деятельности. Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал приподнести с помощью наглядных и практических методов. В наглядных методах использовать наблюдение (при проведении экскурсий, так же использовать иллюстрации «Дорожная безопасность», «Не играй с огнём», в практических методах использовать дидактические игры, где закрепляем с детьми культурно-гигиенические навыки «Чтоб кожа была здоровой», «Как нужно ухаживать за собой», «Как беречь зубы». Провести познавательную беседу для детей, «Какие бывают органы чувств?» В результате, дети узнают, что у человека несколько органов чувств (зрение, слух, орган обоняние-нос, орган вкуса-язык, орган-осязания-кожа). Детей самостоятельно подвести к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно необходимы человеку, все они помогают больше узнать об окружающем.

Помогают использование дидактических игр типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху». В сюжетно — ролевых играх таких как «Поликлиника» ребёнок, закрепляет название разных органов чувств и частей тела. Немаловажную роль играет пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Важность заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.

Очень важным в детском саду является режим дня ребёнка, проведение утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, дорожка здоровья после сна (предотвращения плоскостопия, физкультурных занятий. Обязательно перед сном проветривание спальной комнаты. Немаловажно проводить закаливание (воздух, вода, солнце).

Для исследовательской деятельности важен метод самообследования. Так при изучении внешнего вида и строения кожи, с детьми проводить опыты, рассматривать кожу в лупу, изучать пальцевые рисунки. В процессе работы дети должны понять важность гигиенических процедур для своего здоровья. Проводя работу по ЗОЖ включать задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?» «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?», «Зачем тебе глаза, уши и т. д.?»

Предлагать детям закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя, нарисовать что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно могут делать выводы, почему им было трудно выполнить задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т. д.

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому нужно работать в тесном сотрудничестве с родителями. Необходимо индивидуальные беседы (например, о пользе и вреде компьютера, вывешивать в родительский уголок консультации по ЗОЖ, где родители получают теоретический материал, провести анкетирование с родителями по ЗОЖ. Благоприятный союз между воспитателем и родителями способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.

Вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья.

Методы работы:

  • рассказы и беседы воспитателя
  • заучивание стихотворений
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов
  • сюжетно-ролевые игры
  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • психогимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • физкультминутки
  • использование ИКТ

Формы можно использовать как групповые, так и индивидуальные.

Разыгрывание сценки «Значимость слуха» (Методичка «Инструктор по физкультуре № 5 2016 год, стр. 75)

Таким образом, использование всех форм и методов работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни помогает сделать детскую жизнь насыщенной, воспитывать у дошкольников основы здорового образа жизни и любовь к физической культуре.

Литература

  1. Инструктор по физической культуре №4, 2018 г.
  2. Инструктор по физической культуре №5, 2018 г.
  3. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.
  4. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
  5. О. Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 г.
  6. Е. И. Подольская. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 5–7 лет. Волгоград. Учитель, 2010 г.
  7. Н. И. Крылов. Здоровье — сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
  8. К. К. Утробина. Занимательная физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003 г.
  9. Т. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. ТЦ. Сфера, 2007 г.
  10. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 823-825. —
Просмотров: 751
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна. Конспект НОД по формированию здорового образа жизни с детьми старшей группы «Страна Здоровья»
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Коломоец Людмила Ивановна. Презентация 'Опыт работы по привитию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста'
  • Притуляк Галина Петровна. Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Федосова Елена Александровна. Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет «В здоровом теле-здоровый дух»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Елена Спицина. Портфолио - как средство формирования основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет
  • Хахалкина Наталья Тимофеевна. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Анна Степановна Балтрушина. Совместная деятельность с детьми по формированию здорового образа жизни у дошкольников
  • Сытобудская Наталья Викторовна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Поможем Крошу быть здоровым»
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Гузель Габдулловна Бахтигараева. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Колегова Елена Михайловна. Примерный план работы творческой группы по формированию основ здорового образа жизни воспитанников.
  • Кузнецова Юлия Владимировна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
  • Мазанова Мария Александровна. Картотека игр по формированию здорового образа жизни у детей
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Козлова Ирина Евгеньевна. «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Митина Оксана Николаевна. Формирование основ привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Рыдаева Юлия Александровна. Интерактивные формы взаимодействия с родителями по формированию семейного здорового образа жизни
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Рязанова Наталья Сергеевна. Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Данчын Саяна Соруктуг-ооловна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух».
  • Ковалева Тамара Владимировна, Кузнецова Ольга Васильевна. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь